Глава Николаевской обладминистрации Вадим Мериков подал в отставку после встречи с президентом. Эту информацию в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.
В Украине произошла громкая отставка. После встречи с президентом Петром Порошенко заявление об уходе написал глава Николаевской обладминистрации Вадим Мериков. Порошенко заявил, что таким образом губернатор понес политическую ответственность за своего зама-взяточника.
Напомним, Героя Украины, первого заместителя главы НиколаевщиныНиколая Романчука и еще троих чиновников задержали 3 июня за получение 90 тыс долларов взятки. Впоследствии под домом Романчука нашли тоннель с золотыми слитками, старинными иконами и антиквариатом.
Комментируя этот коррупционный скандал, Порошенко потребовал от Генпрокурора отставки прокурора Николаевской области, а от глав МВД и Нацполиции – увольнения руководителя областной полиции. Об этом глава государства заявил во время визита в Николаев.
Громкую отставку на фоне коррупционного скандала в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.
– Стоит ли воспринимать ситуацию с отставкой губернатора как старт кампании по очистке рядов региональных чиновников?
― Для меня остается загадкой, почему эти шаги не были сделаны раньше. И почему идет речь о том, что Мериков написал заявление по собственному желанию и ушел в отставку? По-хорошему, после всех этих событий его должны были отправить в отставку, в ранге свидетеля привлечь к расследованию этого уголовного дела, ведь он отвечает за все, что происходит в области. И здесь не какой-то рядовой сотрудник какой-то районной администрации где-то нарушил закон, а здесь первый его зам взял взятку, притом взятку достаточно крупную, это 90 тысяч.
Второй аспект – зам был не сам, а с ним работала целая группа людей, и можно говорить о том, что это организованная преступная группировка. Или это полный непрофессионализм губернатора, когда он не понимает, что происходит у него под носом, или же правоохранительным органам нужно более тщательно изучить эту ситуацию, возможно, поискать более глубоко спрятанные связи первого зама и губернатора Николаевской области, потому что все понимают, что губернатор эти процессы должен отслеживать. И на самом деле с Мериковым много скандалов. Буквально несколько дней назад был второй скандал с Барной. То есть постоянно какие-то перипетии происходят именно с Николаевской областью.
– Возможно, Мерикову дают возможность уйти от ответственности?
― Очень не хочется в это верить, но такое развитие ситуации я не исключаю. Есть еще один очень опасный момент – это то, кто придет на место Мерикова. Потому что часто так называемых первых лиц выводят из-под удара, дабы на его место поставить подконтрольного человека, который будет выполнять те же функции, что и предыдущий губернатор, но реально руководить процессом будет, например, тот же Мериков, а какой-то человек из его команды будет числится губернатором. Это очень опасные игры. У нас это любили делать и раньше, и, к сожалению, не мешают это делать и сегодня, но от такой практики пора избавляться. Есть еще моральный аспект, потому что Мериков занял эту должность по квоте Яценюка. И когда Яценюк ушел в отставку в качестве премьера, возможно, стоило бы и Мерикову это сделать. Но человек поменял флаги и спокойно остался сидеть в своем кресле.
Должно быть серьезное, объективное разбирательство по делу первого зама, и он реально должен быть привлечен к ответственности, дабы это была не показательная порка, а нормальное, закономерное наказание за преступление.
– Как высока вероятность того, что будет серьезное расследование и что Мериков под него попадет?
― Я здесь не очень оптимистичен, потому что мы многие коррупционные скандалы за последние два года видели, некоторые у нас происходили прямо на заседании Кабмина, а потом они по-тихому сходили на нет, про них забывали, заговаривали, и не всегда люди несли ту ответственность, которую они заслужили.
– Президент также инициирует увольнение прокурора и главы Николаевской области за бездеятельность в борьбе с коррупцией.
― Я здесь абсолютно соглашусь с президентом, потому что речь идет не о главном специалисте районной администрации. Речь идет о первом заме губернатора. Мы говорим о том, что если мы не можем отследить коррупцию в верхних эшелонах власти в области, то о какой эффективности работы правоохранительных органов и прокуратуры мы можем говорить на низовом уровне? И президент правильно заметил, что пока не приехала команда из Киева, пока не провели оперативные и следственные действия, все оставалось как в порядке вещей. Я думаю, что это же не первая взятка в 90 тысяч. Это просто были уже оперативные действия по задержанию человека. Но мне почему-то кажется, что предпосылок для этого расследования было достаточно, и они возникли гораздо раньше, нежели произошло фактическое задержание этой личности.
Также отставку Вадима Мерикова в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал директор Института информационного общества Ярослав Павловский.
– Как вы прокомментируете отставку губернатора Николаевской области Мерикова?
― Если вы спросите у общества, то оно скажет, что лучше он бы застрелился после всего этого. Конечно, уровень такого взяточничества – это не только отставка, это уголовное производство по всей вертикали власти. И сегодня президент сказал о том, что в отставку должен уйти не только руководитель ОГА, а еще и руководитель областной милиции. Поэтому я, например, убежден, что если они ведут какое-то уголовное производство по заместителю губернатора, я слабо себе представляю, что тот брал «втихаря» все эти взятки, а губернатор «белый и пушистый».
– Возможно ли такое, что чиновник за спиной своего начальника берет взятки?
― Вы знаете, есть такая поговорка: простота хуже воровства. Понимаете, если губернатор рыбу удил, а его заместители миллионы воровали, здесь возникает вопрос: а на своем ли месте он находится. Но опять же, практика показывает, что это не так. Будут довыборы на этом округе, еще там находится военная часть, должен был приехать генпрокурор новоизбранный. Попробуйте связать эти несколько факторов в один и, мне кажется, здесь будет более или менее ярко понятна логика этого процесса. Кстати, здесь еще вопрос, будет ли уголовное дело доведено до завершения логического, или пострадают только «стрелочники». Я, например, убежден, что программа-максимум этого блюда – это может быть предъявлено уголовное какое-то обвинение в адрес одного этого человека, потом путем каких-то манипуляций через год-два его могут выпустить, а ни губернатор, ни руководитель милиции, ни другие, причастные к этому процессу люди, не пострадают. Зато будет изменена определенная политическая элита региона и будут проведены перевыборы с теми акцентами, которые нужны, например, определенным финансово-промышленным группам в Киеве.
– В качестве «показательной порки» этот процесс можно рассматривать?
― Конечно. Вы понимаете, что, например, приезжает президент и железной рукой наводит порядок, закручивает все гайки, и избиратели получают четкий сигнал, что эта власть крепка как никогда, и команда, которая руководит страной, руководит в соответствии с современными реалиями и потребностями государства. При этом у нас парламентско-президентское государство. И, соответственно, у нас президент не имеет никаких полномочий – однако он контролирует и назначает генпрокурора, руководителей ОГА. Даже большинство формирует ситуативное, какое он хочет. Поэтому сегодня президент отвечает за назначение и увольнение руководителей ОГА. Но функционально они, согласно закону, в подчинении Кабмина.
– То есть на Мерикова нажали, чтобы он ушел в отставку?
― Да, это тот случай, когда или «мы ее или ведем в ЗАГС, или она нас ведет к прокурору». Ситуация здесь только такая: или Мериков уходит в отставку, или на него заводят уголовное дело.
– Кого мы увидим новым губернатором Николаевщины?
― Достаточно мощное Николаевское лобби сегодня существует в «Укроборонпроме». Поэтому я думаю, что там каких-то серьезных кадровых потрясений не будет. Ни Москаля, ни Луценко, ни Саакашвили – человека такого уровня мы там не увидим.
– Петр Порошенко, отвечая на вопрос о кандидате на место губернатора области, сказал, что будет проводиться конкурс. У нас предусмотрена процедура конкурсная назначения губернаторов?
― Нет у нас конкурса. Конкурс, очевидно, если пользоваться терминологией 1999 года, будет «чемоданами» решаться. А на самом деле, здесь есть несколько составляющих. Первая – конечно, человек, который приходит на такие должности, должен показать президенту свое видение развития региона. Это в лучшем случае. Второй момент – в зависимости от того, приоритетность какая расставляется, каким образом будет обеспечена политическая составляющая его работы. Например, как будут организованы выборы досрочные, которые сейчас актуальны, и будущие парламентские или президентские, если они будут, какой результат будет «нарисован» для провластных и близких к власти политических партий. И третья составляющая – это уже принадлежность к определенным группам влияния в Киеве: это окружение президента, как сейчас принимаются кадровые решения, это какая-то винницкая диаспора, или это какие-то исторические ментальные связи с президентом на уровне вуза.
От «Інше ТВ»: по состоянию на утро 16 июня ни одного документа, свидетельствовавшего о том, что отставка Вадима Мерикова принята Петром Порошенко, на президентском сайте нет.