Больше половины украинцев верят, что ситуация в стране после президентских выборов улучшится.
До первого тура таких было 35%, а стало – 52%.
Практически столько же человек готовы голосовать за Владимира Зеленского. За шоумена и “украинского Макрона” голосует большинство во всех регионах, возрастных группах и среди сторонников всех выбывших кандидатов.
Эти результаты исследования, выполненного группой “Рейтинг” 5-10 апреля.
Напомним, 3 апреля Зеленский ультимативно вызвал Порошенко на стадионные дебаты и публичные анализы, 5 апреля пресловутые анализы были сданы, на следующий день разразился скандал с “ошибкой” в дате заключения Евролаба.
Пока сторонники обоих кандидатов упражнялись в остроумии “над баночками”, под снисходительные аплодисменты Кремля и ошеломленное хмыкание союзников с Запада, ряды ожидающих лучшей жизни от прихода “молодого и незапятнанного” продолжали расти.
То, что Порошенко сдал и кровь, и мочу и волосы для анализа в нескольких лабораториях, а потом повторил анализ для VADA, а Зеленский поделился только кровью, и только в “дружественной” лаборатории – ни на что не повлияло.
Поспешные отставки одесского и херсонского губернаторов, обещания “не брать во власть своих”, “самодельные” листовки про наркомана – имели тот же эффект.
То есть стремящийся к нулю.
Колоссальный антирейтинг действующего Президента окончательно упал на чашу весов Зеленского.
Среди его избирателей около 60% своим выбором выражают прежде всего протест против существующей ситуации в стране.
А это означает, что практически любые атаки на личность самого Зеленского стали бессмысленными.
Кандидат, существовавший всю кампанию в видеороликах Инстаграмма и разъяснениях “членов команды”, вплотную подошел к титулу “украинского Макрона”.
Почему в таком случае “команда” продолжает старательно ограждать Зеленского от дебатов и прямого общения с журналистами? Почему даже первых 10 шагов вероятного президента озвучивает Дмитрий Разумков, “волонтерствующий” в его команде политтехнолог?
Ответ прост: технологам Зеленского удалось провести своего подопечного через всю кампанию, пропетляв между всеми критическими точками идентификации с конкретными группами интересов. За него голосуют сторонники ускорения реформ и ожидающие снижения тарифов, те, кто “за”, и те, кто “против” рынка земли, ультрапатриоты, разочаровавшиеся в “соглашательстве” Порошенко, и вчерашние симпатики регионалов, стремящиеся отомстить “фашистам”.
Сам кандидат запомнился только доверительной хрипотцой “тобі лічить моє кохання” да обещанием быть честным.
Большинству его сегодняшних сторонников дебаты не нужны. Главное они уже знают – будет не так, как при Порошенко. Такое себе “Жити по-новому 2.0”.
Миллионы этих людей сегодня не желают думать о многотысячных российских армиях, стоящих на границах Украины. Бумеранг под названием “закончить войну за несколько часов” вернулся. Впрочем, даже Порошенко под заслуженный и широко распрогандированный статус “антипутина” собрал только четверть своих будущих голосов на 21 апреля.
Зеленский, ведущий корпоративов у олигархов, стал не просто знаменем борьбы с барыгами, он превратился в олицетворение мечты. Тенью мечты о том, что придет ОН и разгонит супостатов, и придет счастье всем, и никто не уйдет. Обиженным.
Поэтому призывы Порошенко к своим депутатам от БПП “победить нокаутом” окончились ничем. Нокаута в бое с тенью быть не может.
Да и признаем, исполнители “нокаутов” у человека, стоявшего у руля Украины 5 лет, оказались беспомощны и некомпетентны.
Даже вчерашняя “бомба” разоблачений бывшего друга и экс-“кварталовца” Манжоса обернулась не просто пшиком – еще одним ударом по идее “наркомана”.
Боюсь, что после публикации вчерашних рейтингов эффективность недавних верных соратников упадет еще ниже. Если это, конечно, возможно.
Вчерашняя отчаянная попытка Порошенко использовать (без спросу) эфир 1+1 для того, чтобы перейти от защиты к нападению и навязать дебаты 14-го числа, опять-таки вдохновила только его сторонников. Бесцеремонный, как минимум, стиль общения Зеленского ускоряет разложение власти. “Свита короля” видит, что появился новый альфа-самец.
Понятно, что для штаба Порошенко нужны были дебаты 14-го числа, чтобы силами журналистов и экспертов разобрать их содержание, взвесить ошибки и заставить оппонента озвучить свой выбор. Именно поэтому для команды Зеленского дебаты устраивают только вечером 19-го, чтобы у людей остался только эмоциональный отклик: кто кого забодал. И отрезать “днем тишины” все попытки обсудить сказанное.
Еще недавно в большинстве парламентских партий снисходительно поглядывали на выскочек, ожидая явки молодого президента на традиционную украинскую забаву “договорись с депутатами”.
За полгода очарование недавнего народного любимчика должно изрядно поистрепаться, большинство его избирателей разбредется по своим партиям, оставив “Слуге народа” огрызки от нынешнего рейтинга главного героя.
Но в команде Зеленского уже пообещали сюрприз для парламента.
И, судя по всему, этим сюрпризом станут досрочные выборы. Люди, стоящие за “пока еще шоуменом”, не намерены тянуть паузу: скетч это вам не трагедия Шекспира, самое главное – темп.
Без своей парламентской коалиции взять под контроль финансовые потоки и всех силовиков – нереально. Работать с нынешним депутатским корпусом означает войти в бесконечную череду торгов и вымогательств под аккомпанемент популистских акций на показ избирателям.
Зачем, если можно выставить уже привычными ультиматумами заведомо непроходной пакет “законов имени Голобородько”, а после их провала убедить 150 депутатов сложить мандаты или доказать отсутствие коалиции в сегодняшней ВР?
Так что, по всей видимости, нас ждет очень, очень ранняя политическая осень. И много содержательного и увлекательного политического шума.
Да, Украине нужно уже в этом, 2019 году вернуть 417 млрд гривен государственного долга, решить вопрос с договором на транзит газа, выполнить требования МВФ по тарифам и рынку земли или отказаться от его новых кредитов, сохранить европейских союзников, удержаться на ползущей вниз конъюнктуре мировых рынков сырья.
Это если не вспоминать о России, которая только усилит свое давление: Кремль тоже умеет ставить ультиматумы.
Андрей Попов