Сколько именно НГЗ недоплачивает, в Николаевской ОГА сказать не могут, а на Николаевской таможне называют только приблизительные цифры.
Об этом шла речь на состоявшемся сегодня, 20 февраля, совещании в Николаевской ОГА, посвященном вопросам платежей Николаевского глиноземного завода в бюджет. Вр.и.о. генерального директора ООО «НГЗ» Владимир Красноярский отказался участвовать в совещании из-за присутствия прессы.
Об этом сообщает корреспондент Інше ТВ.
Николаевская ОГА хочет, чтобы НГЗ начал платить в бюджет больше. «Те платежи, которые платит НГЗ, недостаточны. Наша цель – в рамках закона увеличить платежи в бюджет», – сказал на совещании Валентин Гайдаржи.
По словам 1-го заместителя начальника Николаевской таможни ГФС Александра Шевченко, НГЗ мог бы в год давать в бюджет 1-1,3 млрд.грн., если бы не толлинг. С апреля 2010 года предприятие работает на давальческом сырье, поэтому растаможка бокситов происходит в процессе переработки, и бюджет не получает ничего. Точнее, получает крохи: 95% бокситов приходят на «НГЗ» по давальческой схеме, и только 5% бокситов, плюс каустическая сода и известняк – по категории «импорт». По словам начальника таможенного поста «Днепро-Бугский» Андрея Рябоконя, например, за февраль НГЗ заплатил в бюджет 20 млн. 728 тыс.грн., из которых за каустическую соду (российского производства) предприятие заплатило 8 млн.грн., за известняк – 2 млн.грн.
– Было растаможено в режиме «импорт» одно судно с бокситами, платежи – 9 млн. 316 тыс.грн. При этом на сегодняшний день завезено 7 судов в режиме переработки на таможенную территорию Украины, которая дает льготу в оплате таможенных платежей. Условные платежи составляют 58 млн. 602 тыс.грн. То есть разница – 1 к 7, – сказал Андрей Рябоконь.
Впрочем, увеличить отчисления в бюджет, как считают на таможне и в ОГА, перспективы есть.
Во-первых, по словам А.Шевченко, разрешение на ввоз давальческого сырья на таможенную территорию Украины ООО «НГЗ» оформило только на 1-й квартал 2019 года, т.е. оно будет действовать до 30 марта.
Во-вторых, платежи в бюджет можно было бы увеличить за счет отчислений от продажи галлия (это редкоземельный металл, побочный процесс переработки бокситов) и красного шлама, которые завод продает. Но НГЗ не предоставляет таможне никаких документов, которые бы дали четкое понимание, сколько галлия и красного шлама производится из «импортных» (читай: за которые оплачены таможенные платежи) бокситов, а сколько – из давальческих, ссылаясь на коммерческую тайну.
На первом совещании в Николаевской ОГА, которое прошло без участия прессы, по словам вице-губернатора Валентина Гайдаржи, представители НГЗ пообещали предоставить такую информацию. Но так ее и не предоставили, а теперь и вовсе отказались обсуждать эти вопросы в присутствии журналистов.
– Мы не можем сказать, какую сумму в бюджет они недоплачивают. Но, по предварительным расчетам таможни, такие отчисления должны быть в гораздо большем объеме, чем есть… Наша задача – не ограничить бизнес в правах, наша задача – чтобы бизнес реально и честно оплачивал в бюджет все налоги, которые положены… Либо произойдет в правовом поле доначисление, либо будем обращаться в рамках действующего законодательства в контролирующие органы, в дальнейшем – в суд для законного взыскания налогов, – сказал, в частности, Валентин Гайдаржи.
Как сообщало «Інше ТВ», по инициативе Алексея Савченко 4 апреля 2017 года в Верховной Раде состоялся круглый стол о последствиях приватизации Николаевского глиноземного завода. На том заседании председатель НОГА говорил о необходимости создать механизм реприватизации. Компания РУСАЛ в своем пресс-релизе назвала это политическими спекуляциями и попыткой давления на бизнес компании.
Однако буквально через несколько дней, в апреле 2017 года, Алексей Савченко признал: «Собственность неприкосновенна, и это конституционная норма». Но, по его мнению, это не относится к госпакету 30% акций НГЗ, которые Русал приобрёл на приватизационном аукционе.
— Или возвращайте нам эти 30%, которые были государственные, или отдавайте причальные стенки, — подчеркнул Савченко.
Николаевский губернатор считает, что у НГЗ занижена ставка арендной платы за причальные стенки Днепро-Бугского порта, которые завод использует для перегрузки бокситов и сдает в аренду другим компаниям. На базе причалов Днепро-Бугского порта Савченко хотел создать областную стивидорную компанию.