Правозащитники общественной организации “Мирный берег”, которые, в частности, отыскивают без вести пропавших, зафиксировали 95 случаев казней на востоке Украины.
6 июня в Украинском кризисном медиа-центре правозащитники представили свой доклад “Казненные на Донбассе”, сообщает Центр информации про права человека
Екатерина Вижевская, заместитель председателя “Мирного берега”, убеждена, что исследование будет залогом неотвратимости наказания для нарушителей права на жизнь.
“Украина и мир должны знать и понимать, что подвешивать живого человека за ноги и сдирать с него кожу, как с барана, сверлить женщине-волонтеру коленные чашечки, разбивать конечности пальцев молотком, отрезать их, использовать задержанных, как саперов, пуская через минные поля, – недопустимо”, – говорит она.
Более полугода правозащитники и общественные следователи собирали фото и видеодоказательства, опрашивали свидетелей и проводили собственные расследования. Они убеждены, собранные материалы станут дополнительными доказательствами международных преступлений для Международного уголовного суда, которые произошли в Украине.
В документе констатируется, что извлечение глаз, “игра в русскую рулетку”, расстрелы и пытки стали привычными развлечениями для представителей незаконных вооруженных формирований (НВФ).
“У НВФ есть подразделения, которые принципиально не берут пленных. Они убивают их после задержания, иногда перед убийством пытая и проводя зверские допросы (16 погибших – ред.). Нередко убийцы кичатся совершенным в соцсетях и в тематических интернет-ресурсах, к которым может получить доступ каждый, даже ребенок”, – пишут авторы доклада.
Из 95 казненных 50 были гражданскими. 63 человек погибли от огнестрельного оружия, 18 – от пыток. Среди убитых – 84 мужчины и 11 женщин.
В казнях 49 человек правозащитники обвиняют НВФ Донетчины, в 30 – НВФ Луганщины, в 11 случаях – украинских военных. В своем исследовании им не удалось установить виновников смертей пяти человек.
Авторы доклада раскрывают истории 9 погибших и тех, кто подвергся пыткам со стороны НВФ в Луганской и Донецкой областях. Также в организации пообещали Центру информации о правах человека рассказать об 11 случаях казней со стороны украинских военных.
Так, 5 сентября 2014 года, в соответствии с Минскими договоренностями, на востоке страны должны были прекратиться боевые действия, а враждующие стороны – отойти на заранее согласованную линию разграничения. Поэтому подразделение 24 бригады территориальной обороны (БТрО) “Айдар” оставило свои позиции в районе поселка Металлист на Луганщине и двумя автомобилями перебиралось в Счастье. Однако военные попали в засаду – их расстреляли боевики диверсионно-штурмовой разведгруппы (ДШРГ) “Русич”. Из 28 человек в живых остались четверо.
Проведя расследование, правозащитники указывают, что боевики захватили солдата W2863 живым. Но, как они отмечают, разведгруппа НВФ отличалась тем, что не брала никого в плен. Мужчине вспороли живот, что не привело к немедленной смерти. Фото и видео зафиксировали, что военного убили впоследствии выстрелом в голову.
Авторы доклада называют руководителем и исполнителем пыток и убийства командира ДШРГ “Русич” Мильчакова (“Серб”). Кроме этого, они подозревают, что к преступлениям причастны житель Норвегии Петровский Ян Игоревич (“Славян”), Полехин Павел Владимирович (“Уголек”) с Луганщины и Виталий Орлов (Вискас) из Броваров.
Водитель 24 батальона территориальной обороны “Айдар” Михаил Слисенко попал в засаду того же 5 сентября на трассе Счастье – Металлист в районе села Цветные Пески на Луганщине.
Мужчину удерживали в комендатуре областного военного комиссариата. Его пытали потому, что он был “айдаровцем”. Как утверждают двое свидетелей, Михаил Слисенко не выдержал пыток на допросе и умер 7 сентября 2014 года.
Залегендированный свидетель W3181 рассказывает, что злоумышленники бросили к его ногам тело покойного со словами: “Скажи спасибо, что ты не “айдаровец”.
Авторы доклада подозревают в его убийстве боевиков диверсионно-штурмовой разведгруппы “Патриот” – Смолянкина Иоанна Анатольевича, Киселева Виталия Викторовича; и боевиков батальона “Заря” – Чернышева Евгения (“Колобок”), мужчину по прозвищу “Летчик”.
Авторы документа убеждены, что, учитывая характер, масштабность и системность преступлений, – это преступления против человечности и военные преступления, в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда.
Они отмечают, что Уголовный кодекс Украины не содержит четкой детализации преступлений, что “при соответствующих обстоятельствах делает невозможным надлежащий уровень точности и конкретности для эффективного привлечения к ответственности виновных в нарушении международного гуманитарного права”. Но при этом они считают, что основной проблемой является не отсутствие надлежащего законодательства, а нежелание украинской власти осуществлять свои конституционные функции.
Юрист “Мирного берега” Борис Кныров рассказывает, что сегодня в уголовных производствах вся энергия потерпевших и их защитников направляется на то, чтобы заставить следователя работать.
“Человека больше года не могут найти, а следователь не то, что бы не сделал никаких следственных действий при наличии достаточной информации от родных, а даже элементарно не делает процессуальных действий – заявитель не признан потерпевшим, и не разъяснены права в уголовном производстве. Такие случаи происходят системно. Такое отношение к родным в соответствии с 3 статьей Конвенции о правах человека и основных свобод признается бесчеловечным обращением”, – говорит он.
По его словам, в некоторых случаях следователи раз в год могут позвонить к пострадавшим и переспросить, нет ли у них новой информации. Это приносит им еще больших страданий.
“Есть случаи, когда потерпевшие сами находят свидетелей, допрашивают их и передают информацию следователям”, – добавляет Борис Кныров и говорит, что отсутствие реального наказания служащего за бездействие стало проблемой для полноценной работы правовой системы в Украине.
Авторы отчета уверены, что нет смысла требовать от НВФ Донетчины и Луганщины соблюдения прав граждан, поскольку они не являются субъектами международного права. Ответственность они возлагают на Россию, которая контролирует оккупированные территории и незаконные вооруженные формирования.
“Предотвратить преступления может принуждение прекратить военные действия и возвращение контроля над оккупированными территориями именно через международное давление на Россию”, – говорит Борис Кныров.
Недавно правозащитники из “Правозащитной повестки дня” разработали законопроект “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно обеспечения его гармонизации с положениями международного права”. Документ дает возможность национальным правоохранительным органам расследовать преступления против человечности и военные преступления в соответствии с международным гуманитарным правом. Сейчас правозащитники планируют зарегистрировать проект закона в Верховной Раде.
Напомним, волонтеры идентифицировали российских палачей, казнивших украинцев под Дебальцево