В течение последних нескольких дней в силовых структурах Украины произошли серьезные кадровые изменения. Внимание привлекли не только кадровые ротации в МВД и СБУ, но и смена руководства в Службе внешней разведки и Вооруженных силах. Пойдут ли на пользу кадровые изменения в период войны, что стоит за изменениями в СБУ, почему проваливается борьба с контрабандой, анонсированная президентом, и как повлияет на ход войны замена руководства в ВСУ – в эфире программы “Треугольник Иванской” на Апостроф TV рассказал бывший председатель Луганской ВГА и Закарпатской ОГА Геннадий Москаль.
– Вы понимаете, что происходит с этими кадровыми ротациями в СБУ? Этого требует реформа или это желание конкретного человека?
– Никакой реформы Службы безопасности во времена Зеленского не будет. Он не отдаст ее никому, потому что СБУ комплектуется военными. Он главнокомандующий Вооруженными силами Украины. Они входят в ВСУ. Это первое чтение, и оно будет очень долго рассматриваться, пока он будет в должности.
– Так может эти кадровые перестановки и увольнения – это месть СБУ за то, что что-то не так выполнили?
– Да нет. По СБУ есть проблемы, насколько я знаю, в Верховном суде Украины. Очень много так называемых контрабандистов и тех, кого лишили украинского гражданства, подали иски в Верховный суд. А Верховный суд приглашает представителя СНБО. Они говорят: “А мы что? Это все нам предоставила СБУ, у нас никаких материалов нет”. Покажите материалы СБУ суду. Покажите, что у вас есть допуски к государственной тайне. Сейчас судьям допуски готовят, затем – адвокатам.
Честно говоря, думаю, что в Офисе президента поняли, что в суде будет провал. Поэтому нашли крайних.
– Вы допускаете, что то, что сейчас происходит в правоохранительных органах, делается только для того, чтобы они были подконтрольны только президенту. И если вдруг соберется Майдан, они дадут им приказ.
– Они уже все подконтрольны. “Слуга народа” возглавляет Министерство внутренних дел. Друг, товарищ и брат возглавляет Службу безопасности, во Внешней разведке Бурбу сняли после скандала с “вагнеровцами”. Этот Чаус влез. Молдавские правоохранительные органы четко доказали, что его вывезли в багажнике атташе военного, который является кадровым сотрудником внешней разведки. Больше он в Молдову не вернулся.
– В Украине Чауса тоже нет.
– Я имею в виду того, кто вывозил его на машине с дипломатическими номерами. Он был военным атташе.
– Вместо Руслана Хомчака главнокомандующим ВСУ стал Валерий Залужный. Как вам такое назначение, вы знакомы?
– Впервые слышу, как и о всех назначениях, которые делает господин Зеленский.
– Возникает ли у вас недоверие? Или есть надежда, что новое лицо наоборот что-то изменит?
– А что можно изменить? Посмотрите сводки. На этой неделе сначала семь военных тяжело ранили, потом еще четырех. Почитайте страницу президента, страницу Офиса президента. Нигде ничего вообще. Я помню, когда работал в 2015 году, администрация выражала соболезнования, отправляла телеграммы, соболезнования родным погибших и раненых. Все это в норме. Он – верховный главнокомандующий ВСУ, он не может министра обороны Тарана примирить с руководителем Генштаба Хомчаком. Если их не может примирить президент, то происходят кадровые изменения. Скажите мне, за период президентства Зеленского хоть одну улицу освободили, хоть один дом, хотя бы один населенный пункт? Я помню, в 2014-2015 году освобождали Лисичанск, Рубежное.
– Это было до минских договоренностей.
– А что, Дебальцево не было в минских договоренностях за Украиной? Было. Тогда у нас было Чернухино. За день мы абсолютно не могли туда заехать. Забрали нагло, и все промолчали. Мировое сообщество промолчало.
Мы не можем абсолютно ничего сделать, то для чего тогда главнокомандующий ВСУ, для чего начальник Генштаба, для чего министр обороны? Чтобы они между собой выясняли какие-то отношения? Я не вижу по линии обороны сегодня каких-то активных действий по возвращению тех территорий, которые даже по минским соглашениям принадлежат Украине, но их боевики нагло забрали.
– Вы возглавляли Закарпатскую ОГА, поэтому, я думаю, о контрабанде многое знаете. Поток контрабанды зависит от реформ правоохранительных органов или от власти?
– Нет.
– Он не уменьшается и не увеличивается?
– Абсолютно. Таможенник не может провести осмотр без пограничника, а пограничник – без таможенника. Они должны быть в паре. Но и таможенник, и пограничники не провезут ни один блок сигарет без Службы безопасности, которая обладает монопольным правом на борьбу с контрабандой еще со времен Советского Союза. Сняли начальника Главного управления К, а у него есть целое управление по борьбе с контрабандой. Такие управления есть во всех приграничных областях, где проходит государственная граница.
Так где же СБУ? Зеленский сказал о 300 млрд (таможенных сборов). А это почти 25% всей расходной части государственного бюджета, так как государственный бюджет составляет 1 трлн 320 млрд. В сентябре 665 млрд придется отдать, это 50% госбюджета.
Казначейство практически на последней остановке. Денег нет. Даже парламент не в состоянии принять криминализацию контрабанды. Нет сегодня в украинском законодательстве понятие “контрабанда”. Есть незаконное перемещение товаров через государственную границу Украины, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
– Одни говорят, что нельзя делать таких резких движений и перестановок во время войны. Другие же настаивают на том, что если это приводит только к улучшению ситуации в государстве, то почему бы и нет? Как вы оцениваете эту ситуацию? Александра Литвиненко вернули практически из ниоткуда. Насколько это хорошо сейчас для нас?
– Если мне память не изменяет, Кондратюк до назначения работал в Офисе президента заместителем Ермака или Андрея Богдана недолгое время. По той информации, которой я владею, это чисто связано с Чаусом. Они его украли, они его держат на своей базе в Николаевской области, выдумали эту ерунду с Телеграмм-каналом. Нет ума значит, как это легализовать.
Сможет ли Литвиненко это сделать? У меня есть сомнения. Покажите мне хотя бы одну работу Института стратегических исследований. Это не тот институт, который был при Горбулине. Нет ни одного политолога, который что-то бы мог написать, когда Путин на украинском языке написал статью, где связал украинской и российский народы. Это должен готовить президенту Институт стратегических исследований.
– Вы сказали, что Чауса держат в Николаевской области, а откуда у вас такие данные? Если предполагают, что меняют главу Службы внешней разведки из-за дела “вагнеровцев”, а вы предполагаете, что из-за Чауса?
– Из-за “вагнеровцев” Бурбу убрали.
– Вы говорите, что Чаус в Николаевской области.
– А кто этого не знает? Я это говорю уже в течение последних трех месяцев. Украсть не могли, легализовать не могут.
– Кадровые изменения коснулись и Министерства внутренних дел. На него уже посыпались громкие дела. Судья Деснянского райсуда Киева Светлана Колегаева на Audi врезалась в столб. Он пообещал, что это дело не “замнут”. Как вы считаете, хватит духа Монастырскому?
– Скажите, а какие тяжелые последствия этого ДТП? За что судью можно привлечь к уголовной ответственности? Что она разбила собственный автомобиль?
– Она чуть не наехала на людей.
– Есть убитые и раненые?
– Это вождение в нетрезвом состоянии.
– Так это административная ответственность. Будет лишение прав и то через суд. И то, если через два месяца не подали в суд, считайте, что ничего нет.
– Такие дела будут принципиальными? Нардепы также попадают в такие передряги.
– Конечно. За что сняли Авакова? Что был Брагарь, затем был еще один и третий, который в наркотическом состоянии был. Ермак сказал Зеленскому, что вас не было, вы ездили к Меркель, а Аваков здесь устроил охоту на “Слуг народа”. А этот будет их защищать. Из того, что он берет на контроль, ничего хорошего не будет.