Свежий рейтинг кандидатов в президенты, обнародованный сегодня Киевским международным институтом социологии (КМИС) выглядит так:
Зеленский – 26,9%; Порошенко – 17,7%), Тимошенко – 15,8%, Бойко – 9,8%, Ляшко – 6,6%, Гриценко – 6,1%. Пока не определились с выбором – 17%.
Понятно, что, скорее всего, эта тройка – в таком составе дойдет до финиша, хотя учитывая непредсказуемость нашего бытия, ничего исключать нельзя. В любом случает самое интересное будет происходить внутри этого сообщества “на троих”.
То, что Тимошенко достигла своего электорального потолка, было понятно еще месяц назад. Повторюсь: у нее, как и у Зеленского, не избиратели, а фанаты – не все, но в большинстве своем. Причем, Юлины фанаты – взрослые и с историей, но их не становится больше, и притока “свежей крови” ждать неоткуда.
Рейтинг Зеленского взлетает, как Боинг. За него все, кто против всех, кто устал, разочаровался, озлобился, разуверился и т.д. Все, кто считает нынешнюю власть предателями интересов Революции, ответственными за обнищание украинцев, за очередную волну социальной депрессии и отчаяния. Значительная часть тех, кто готов голосовать за Зеленского (или заявляет, что готов), хотят таким образом, отомстить за свое разочарование. Кому? Всем, кого они считают причастными к сложившемуся положению вещей. Это их манифест, их “желтые жилеты”, их плевок в лицо власти.
Возможно, часть нынешних симпатиков Зеленского в конце концов за него не проголосует – им достаточно будет насладиться тем страхом власти, который все сложнее скрывать избирательным штабам Порошенко. Тимошенко боится не меньше, она просто до сих пор отказывается верить, что при всех суперрейтингах прошлого года второй тур президентских выборов может пройти без нее.
А то, что у Порошенко клиническая истерика по поводу Зеленского – уже факт. Вчерашний скандал вокруг заявлений Комитета избирателей Украины о том, что за трансляцию “Слуги народа -3” надо платить из избирательного фонда как за агитацию, и последовавшая за этим публикация переписки и записей разговоров фигурантов этого заявления с Администрацией президента – одно из таких доказательств. В Виннице Зеленскому не дали выступить – Минобороны закрыло для него Дом офицеров, в котором планировался концерт. До этого “теплый прием” организовали ему во Львове…В общем, власть боится, а обозленный народ наслаждается этим страхом.
При этом всем, кто хочет или может анализировать происходящее, понятно, что Зеленский – никакой политик, слабый игрок, не готовый к ближнему публичному бою не только с основными соперниками по избирательной гонке, но к общению с отраслевой общественностью. То, что просочилось после его закрытой встречи с представителями бизнеса, говорит о полной его беспомощности в экономических вопросах, несмотря на его личную успешность в бизнесе. Не зря, как говорят, его штаб запретил ему предметное общение с кем бы то ни было – во избежание позора разоблачения кандидатской несостоятельности. Ведь одно дело артистично читать написанные “авторским цехом” “Квартала -95” остро-сатирические тексты, а совсем другое – говорить и думать не по написанному, а от себя. И это надо иметь что сказать. Пока же аргументы Зеленского – это пока контр-аргументы.
Лирическое отступление. Много лет назад брала интервью у ныне покойного Льва Дурова. Спросила: – В фильме “По семейным обстоятельствам” вы так ярко обозначили оторванность современного человека от семьи и от общества… Он мне ответил: – Я актер и произношу массу текстов. Съемок много, я не помню, что я говорил в этом фильме, что надо было, то и говорил.
Мы иногда не отличаем актеров от их героев. После выхода на экраны популярных фильмов нуждающиеся в защите граждане писали письма Анискину, Штирлицу, Шарапову или Шерлоку Холмсу. Великая сила искусства заставляет людей верить в натуральность придуманных образов, а попадание этих образов в ожидания делает их почти реальными.
Пока же Зеленский слишком далек от Голобородько, но, судя по всему, наши избиратели копаться в таких мелочах не намерены.
Теперь о пока действующем президенте. Главная тема прошедшей недели – “сетки” Порошенко. Что имеется в виду. Гриценко на одном из ток-шоу заявил о том, что Порошенко планирует потратить 2 млрд. грн. на подкуп избирателей через так называемые “сетки” и обратился к Авакову с требованием зафиксировать этот факт. Тимошенко на согласительном совете заявила, что через “сетку” агитаторов Порошенко надеется скупить до 6 млн голосов. И сообщила, что собранные доказательства готовящихся фальсификаций уже переданы в посольства и МВД.
Что такое “сетка”? “Сетка” – это структура платных агитаторов, которые должны обеспечить нужное голосование путем прямого материального поощрения. Первым “сетевиком” называют экс-мэр Киева Леонида Черновецкого, но потом его последователи гречку и масло заменили деньгами. Говорят, что на этих выборах за нужную галочку в бюллетене могут платить от тысячи до трех. Рассказывают также, что в избирательном штабе Порошенко, или в одном из них, определяют округи, в которые для этих целей будет “закачано” от $0,5 млн. до $ 2,5 млн. По Украине таких округов якобы 150. По Николаевской области – 3, хотя по некоторым данным 4. Это у них называется “спецпроект”. По идее, в этих округах нужно привлечь по 3 тыс. агитаторов, а дальше сетевой маркетинг. И все бы хорошо, если бы не Аваков.
То, что Аваков начал свою игру, мы уже писали. Да, парадоксально, но факт – декларируемая аполитичность Авакова “капитализирует” его политическую карьеру. Так вот, Аваков, а за ним и МВД, высказались предельно понятно: по существующему законодательству оплата агитаторов – это непрямой подкуп избирателей. В общем – низ-з-з-зя.
Оставим без реакции настроения в порошенковских штабах, в которых уверены, что Аваков подыгрывает Тимошенко. Не будем также вспоминать о том, что Авакову есть за что мстить Порошенко. Даже визиты Авакова в США обсуждать не будем, хотя последний состоялся буквально на днях, и, как говорят, там не только деоккупацию Донбасса обсуждали, но и выборы тоже. Вернемся к “сетке” и выборам президента в нашей области.
Ну, номинальным руководителем избирательного процесса в Николаевской области является лидер БПП Талпа. В то же время нардеп Макарьян в частных беседах якобы называет себя ответственным за выборы президента в области. И это при том, что он вроде бы уже занят созданием в нашем регионе структуры Аграрной партии, которая на предстоящих парламентских выборах должна выполнить роль “Нашего края”. Длительное отсутствие Савченко в Николаеве (по состоянию здоровья?) источники в ОГА не считают его устранением, как утверждает его бывший лучший друг. Напротив, Савченко сегодня – этакий губернатор-фрилансер, руководящий процессом на расстоянии, но руководящий.
Однако длительное отсутствие первого лица области порождает множество предположений – аргументированных, а, возможно, и беспочвенных. Так, вызывает недоумение у наблюдателей привлечение к избирательной кампании Порошенко экс-губернатора Мерикова. Якобы в АП считают, что у него как у бывшего руководителя области сохранились нужные связи в регионе. А они были?
Попытка скрестить ужа и ежа – например, Мерикова и Макарьяна – вполне в стилистике Порошенко. Он любит ставить одни и те же задачи разным группам людей. Возможно, это работает в бизнесе, но в политике вызывает только интриги и неразбериху, а в итоге непредсказуемый результат или его отсутствие. Сегодня никто не может точно сказать, сколько избирательных штабов у Порошенко. Их много, и каждый считает себя главным. Но общая задача каждого из них на вчера – придумать схему поставки денег “агитаторам” на округа по “спецпроекту”.
Всем понятно, что если Аваков играет всерьез, надо прятаться. Как? Варианты есть. Завозить нал в регионы – самое простое. Но, как говорят, Киев местным ответственным за выборы не доверяет. Да и скрыть приход больших денег, особенно в сельской местности, не удастся – первый поход в продуктовый магазин или покупка мобильного телефона ребенку станут известны всем. А настучать на благополучного соседа под предлогом защиты честных выборов захотят многие. Плюс операции с транспортировкой и раздачей наличных тоже несут в себе определенные риски. Особенно, если они на этих выборах объявлены вне закона, и есть недружественный Аваков.
Самый простой способ обойти условности – работать через благотворительные фонды. Их в каждом регионе десятки, можно недорого купить и перерегистрировать. А чтобы сбить с толку преследователей, назвать, например, такой фонд “Народный слуга” (учитывая, что бренд “Слуга народа” уже зарегистрирован”. Это будет вполне в стилистике этих выборов – Тимошенко же уже заявила, что избирателей в ее пользу подкупает БПП.
Кто будет заниматься этими глобальными вопросами в Николаевской области – тоже большой вопрос. Повторимся: длительное отсутствие на месте председателя ОГА Савченко порождает много невнятных предположений. Одно из них возникло после форума агитаторов Порошенко “Открытый диалог”, на котором нардеп Жолобецкий был замечен сидящим рядом с главой фракции БПП в парламенте Герасимовым и Мариной Порошенко.
Видимо, сработал синдром политбюро, когда место сидения всегда определяло местоположение, как и стояние на трибуне мавзолея на похоронах генсека. Но многие в ОГА расценили это стечение обстоятельств как свидетельство того, что именно Жолобецкий – следующий губернатор этой области.
Ну, что, было бы интересно понаблюдать за парочкой руководителей Сенкевич- Жолобецкий. В принципе, после Мерикова и Савченко чем нас можно напугать? Только вряд ли это возможно до выборов, а после выборов – тем более.
И все-таки, вернемся к агитаторам. Тем более, что это касается не только Порошенко. На самом деле свою “сетку” пытались создать и у Тимошенко, но не получилось. Теперь же один из идеологов создания подобных технологий БППшник Березенко требует от ЦИК разъяснить моменты, касающиеся работы волонтеров-агитаторов, “в частности, в контексте денежной компенсации за их вынужденные расходы”. Он хочет, чтобы Центральная избирательная комиссия дала “четкие определения, что такое агитация, какая агитация законом позволена, каким образом можно компенсировать расходы, потраченные волонтером-агитатором на агитационную деятельность и каким образом это будет корреспондироваться с законами Украины. Только после такого разъяснения начнется широкомасштабная агитационная кампания”.
Нардеп, проголосовавший за этот закон, потребует от ЦИК разъяснения механизмов его действия? Получается, да. Потому что, по словам нардепа, “все понимают, что никакой волонтер-агитатор, как бы он хорошо не относился к кандидату в президенты, не будет оплачивать (транспортные и прочие) расходы из собственного кармана. Однако, согласно украинскому законодательству, оплату работы волонтеров-агитаторов можно квалифицировать как подкуп избирателя”.
Из этого следует, что угрозы Авакова бдить и наказывать в штабах Порошенко восприняли всерьез.
Но есть в обращении Березенко и действительно важный момент. Например, он напомнил, что в государственном бюджете на проведение избирательной кампании президента выделено около 2,3 млрд грн, 80% этой суммы пойдет на оплату труда членов окружных и участковых избирательных комиссий (председателя, секретаря и еще одного человека, которого определит сама комиссия). Закон Украины “О выборах президента” позволяет каждому из 44 кандидатов без какой-либо жеребьевки иметь своего представителя в участковой или окружной избирательных комиссиях. В Украине 30 тысяч избирательных участков, это означает, что около 1,3 млн граждан могут быть привлечены к избирательному процессу.
“Представьте себе ситуацию, при которой эти люди, зарегистрировавшись членами участковых избирательных комиссий, решают за неделю или за три дня до выборов не приходить на заседания комиссии, поскольку не имеют никакой мотивации, или попросту передумали. В результате в комиссиях не будет кворума, а следовательно, согласно закону, эти участки не могут открыться”, – предположил С.Березенко.
Возникает вопрос – не сценарий ли это для срыва выборов президента? А если сценарий – то чей? И нужно признать, что описанная угроза вполне реальна. И может быть активирована в момент, когда, по мнению тех, кто уже решил, каким должен быть результат выборов, что-то пойдет не так.
На этих президентских выборах длина избирательного бюллетеня составит 1,15 метра. Если кто-то из “списка сорока четырех” снимется, прислушавшись к голосу спинного мозга, будет около метра. Уже понятно, что ниже верхней пятерки ловить нечего. Но это, опять же, смотря что ловить. Большинство кандидатов вышли в электоральное поле совсем не затем, чтобы победить в президентской гонке. А зачем? Об этом – в следующем обзоре.
Оксана Тихончук.