Не с 1 сентября, не с пятницы, а именно сегодня начался в Украине новый политический сезон. И если еще вчера единственной значимой сюжетной линией на осенне-зимний период считалась ставшая явной война Офиса президента против спикера Разумкова, то после сегодняшнего покушения на Шефира их уже две. Главное, чтобы у окружения президента хватило ума не сделать из них одну, потому что предпосылки уже есть.
Все, что происходит в мистический день осеннего равноденствия, как сегодня, тянет за собой длинный хвост последствий, не всегда предсказуемых. Поэтому и активно обсуждаемое покушение, и рассмотрение апелляционной жалобы прокурора САП по делу заместителя мэра Николаева Коренева, которое тоже состоялось сегодня, могут еще принести сюрпризы. От того, как будут развиваться события в ближайшие дни и недели, зависит то, в какой стране мы будем жить в ближайшие годы.
Президент будет защищаться
Для начала давайте вспомним, кто такой Сергей Шефир. Бывший криворожский студент, соратник Зеленского еще по КВН, один из авторов “95 квартала”, сенарист и продюссер более 10 фильмов. После избрания Зеленского президентом Шефир в обтекаемом статусе первого помощника получил практически неограниченные полномочия. Его называют одним из самых влиятельных лиц в окружении Зеленского, исполнителем тайных и деликатных поручений, связующим звеном в общении с олигархами – да-да, при всей борьбе с ними у команды главы государства возникает иногда потребность посмотреть некоторым из них в глаза. Давние доверительные отношения Шефира с Зеленским якобы сильно раздражают Ермака, стремящегося к абсолютной монополии влиянии на президента. Это стало поводом для не совсем корректных версий и предположений после покушений, которые сам Сергей Шефир поспешил опровергнуть на брифинге, заявив, что конфликта в команде нет.
Речь, скорее всего, о сообщении Тараса Чорновила, который рассказал, что по его информации совсем недавно Шефир, Зеленский и Ермак имели неприятный разговор, после чего Шефир собрал свои вещи и “залег на дно”, бросив напоследок, что “разругались до смерти”.
Вот это “разругались до смерти” и отрицал на брифинге Шефир. И Зеленский, назвав его в видеообращении близким другом, дал всем понять: у нас все хорошо, и никаких ссор. Вот в чем едины все властные комментаторы сегодняшнего покушения, так это в том, что расстрел машины Шефира – это “привет Зеленскому”. Об этом сказали в ОП, Шефир и сам Зеленский. Вопрос – привет от кого?
Если еще утром Арахамия называл три версии – криминал-контрабандисты, РФ и активизировавшаяся борьба с олигархами, то уже к обеду советник Ермака Подоляк контрабандистов и внешний фактор отсек. “Прямо сейчас мы видим, что уже произошло ситуативное объединение полукриминиальных политических и экономических субъектов, для которых детенизация, деолигархизация и проведение судебной реформы – прямая угроза их безбедному существованию”, – так охарактеризовал он вероятных заказчиков выступления. Еще через несколько часов Зеленский фактически повторил то же самое, но напомнил, что у него есть мандат на изменения в стране. Как повлияет покушение на активацию этого мандата, что президент имеет ввиду под изменениями в стране – то, что ему кажется, или то, что происходит на самом деле? Это мы и узнаем в ближайшее время.
Зеленский сильно изменился за годы своего президентства. Если сравнивать его с ним же предыдущим, это, по сути,. два разных человека. Политические психологи говорят об эмоциональном выгорании, о том, что складывается ощущение, что за эти два года он постарел лет на 20. У него колоссальный упадок, у него нехватка сил. На его лице гримасы боли или презрения, а само выражение лица стало каким-то крысиным. Уставшим замученным человеком, опустошенным морально и физически, манипулировать проще. Ему проще внушить страх, потому что говорить сегодня “на меня влиять невозможно” – это мальчишеская бравада или откровенная ложь. Влиять можно на всех, хуже, когда человек даже не осознает, что на него влияют. Когда окружение уже нащупало центры зависимости босса, остальное дело техники.
Ты хочешь войти в историю? Тебе будут с утра до вечера твердить, что с таким результатом на выборах ты уже вошел в историю. И это правда. Что используя СНБО как внесистемный инструмент достижения любых целей, ты уже вошел в историю, потому что до тебя этого никто не делал, а СНБО всегда был полудохлой лошадью. Что объявив бойкот Конституционному суду, ты точно-точно вошел в историю, потому что это даже в голову никому не приходило. И вот этих “никому, а вот ты” набралось за 2 года действительно много. Хорошо нам от этого или нет, совсем другой вопрос, и сейчас не об этом.
Главное, понять, кем человек себя хочет видеть, и помочь ему увидеть себя именно таким, создать правильное для этой цели зеркало. Как в “Суете сует”: “Борюся, у тебя же гордый профиль! -Ну, в профиль я себя не вижу, а вдруг он гордый”.
Кто-то лучше усваивает лесть простую и незатейливую. Например, Ян Табачник сравнивал Януковича с Моисеем. У кого-то запросы потоньше, но их тоже есть кому удовлетворять: “Владимир Александрович точно гораздо четче понимает концепцию видоизменения государства с новыми прозрачными политическим правилам, чем кто-либо другой. Безусловно, он является локомотивом всего”, – радостно нам сообщает советник Ермака Подоляк.
Можно ли напугать человека, которого легко убедить в его исключительности и величии? Угрозами его жизни, жизни членов семьи, друзей, близкого или дальнего окружения? Ответьте сами на этот вопрос. Может ли такой человек, действуя в интересах, как ему кажется, простых людей или даже государства, поступать неадекватно? С объективной точки зрения – да. Но объективность зависит от уровня, от базовой точки отсчета.
Ошибка в исходниках, или Почему, если нельзя, но очень хочется, то все равно нельзя
Теперь о том, почему тема раздрая со спикером Разумковым может слиться с темой о покушении на Шефира. Потому что пока заказчиками покушения называют тех, кого якобы Разумков, по версии ОП, покрывает, не желая протягивать антиолигархический закон в обход регламента ВР. Регламент – это свод правил, внутренний закон парламента, который должен выполняться неукоснительно. Во-первых, потому что должен, во-вторых, потому что закон, принятый с нарушением регламента, можно оспорить в суде. У Разумкова начался конфликт с Офисом президента именно из-за этого – спикер не хочет нарушать закон, не хочет нарушать регламент. В конце концов, когда они все вместе шли на выборы, именно Разумков был и политтехнологом, и лидером партии, и лицом предвыборной кампании, сначала президентской, потому что Зеленский со СМИ почти не общался, а потом и парламентской. Тогда в Слуге народа говорили о запросе общества на верховенство права, на “закон один для всех”. Прошло время, общественный запрос до сих пор в списке ожидания, а вот в партии произошел явный крен. Там теперь считают, что если Зеленский поставил задачу, то “вижу цель-не вижу препятствий”, потому что “благодаря Владимиру Александровичу мы тут все”. И если выбирать между заданием президента и действием по закону, то выбрать надо то, что старший приказал, даже не спрашивая себя, а нормально ли, что президент может ставить депутатов перед таким выбором?
Классическое показательное выступление в этой связи было на последней “Свободе…” Шустера, где Разумков пытался объяснить Арахамии, что “ты же сам мне пишешь: согласно регламенту”. А согласно регламенту на этой неделе никак. На что руководитель фракции СН, монобольшинства, ему заявляет: а у нас половина законов принята с нарушением регламента, так что теперь? Примем еще один, подумаешь, что такого….
Вот этот замечательный фрагмент.
Еще раз: руководитель фракции монобольшинства в парламенте призывает спикера этого парламента нарушить закон, руководствуясь при этом высшими интересами государства. Потому что это закон, иницированный президентом, который считает его крайне важным. А как мы помним, “Владимир Александрович точно гораздо четче понимает концепцию видоизменения государства с новыми прозрачными политическим правилам, чем кто-либо другой”.
Есть еще одна версия сегодняшнего покушения: оно инспирировано извне страны, чтобы подтолкнуть Зеленского на путь диктатуры и абсолютизма. Вот чтобы и мысли такой не возникало – можно или нельзя. Чтобы осталось только надо – значит, надо. И “кто не с нами – тот против нас”. То есть, или в нашей команде, или против нас.
Зачем это надо соседним спецслужбам? Предполагается, варианта два. С похожей на РФ и Беларусь администрацией проще находить общий язык, а украинская администрация обязательно такой стнет, если пойдет по предполагаемому пути. Или, что скорее всего, свободолюбивые украинцы захотят сбросить очередного недогетьмана, что обернется полной разбалансировкой страны, хаосом и неразберихой.
Поэтому без всяких двойных и тройных смыслов и полутонов: в ближайшее время по тому, как будет происходить поиск исполнителей и заказчиков покушения на Шефира, мы поймем, куда и как движется наша страна на втором полусроке президента Зеленского.
Кого придавит в Николаеве Соборная площадь
Сегодня в Апелляционной палте ВАКС рассматривалась апелляционная жалоба прокурора САП – он просил изменить размер залога заму николаевского городского головы Сергею Кореневу с 3,5 млн.грн. до 22,7 млн.грн. Адвокаты Коренева, наоборот, указывали на то, что избранный залог слишком велик. В судебном заседании о своем желании взять Сергея Коренева на поруки заявили Александр Сенкевич, Егор Бедаков, Сергей Колесников, Дмитрий Канарский, Александр Рябенко, Анна Ганжул, Алексей Ушаков, Андрей Ермолаев, Евгений Павлович. Чуть не разорвали бедного, но суд спас – ходатайство о взятии на поруки не удовлетворил. Но и залог не увеличил, а зря. Была бы неплохая практика для чиновников с липкими руками, если бы они знали, что все, что нажито непосильным трудом, в любой момент, может так случится, придется отдать.
В Николаеве вообще сложилась своеобразная практика: силовики приходят с обыском и уходят. Все знают цену захода и отхода. Через какое-то время снова силовики приходят и уходят, все снова знают, зачем и почем приходили. И не всегда ведь приходят просто для плана или пополнения, иногда целью всего мероприятия становится выемка документов. Иногда – чтобы спрятать их от других силовиков. И так из года в год. Как говорят некоторые чиновники, которые о схемах знают, но к ним не допущены, пока сумма откупа не будет превышать суммы “заработка”, воровать будут. И это печальный вывод, потому что в переводе на общечеловеческий это означает: коррупция в мэрии исчезнет только тогда, когда ее перебьет коррупционный сбор другого или других ведомств.
И в это же время условный мэр на условном втором сроке, которому деньги давно жгут карманы, скучает, раздражается из-за необходимости вникать в какую-то ежедневную городскую ерунду, ходить в эту мэрию, делать приличное лицо, молчать, когда хочется всех послать, терпеть этих людей вокруг, от которых хочется быть как можно дальше. “Почему я, еще относительно молодой и сильный, богатый, не только по меркам Украины, человек, должен изворачиваться и прятаться? Почему я не могу жить открыто”? Вот бы сдать свою должность в аренду и уехать отсюда к чертовой матери.
Сдать должность, конечно, можно. И наш условный мэр, возможно, так бы и сделал – система отработана, потоки налажены. Отдыхай-путешествуй, появляйся иногда в Фейсбуке, и радуйся жизни. Довериться некому, сожрут же, сволочи, только ты за порог.
А что касается Соборной площади, то тут все только начинается. Как только она будет официально закончена и сдана в эксплуатацию, начнется ее детальная ревизия, а за ней и ревизия других городских скандальных объектов. Как это наложится на непредсказуемость надвигающейся зимы, кто знает. Судя по высказываниям николаевского мэра, отопительный сезон в городе будет “горячим”.
Возможно, защитниками интересов жителей региона в этом политическом сезоне попытаются быть глава Николаевской ОГА Ким и председатель Николаевского облсовета Замазеева. Между ними уже сложилась определенная конкуренция, и девушки совсем даже не отстают, хотя есть нюансы. Но об этом чуть позже.
Оксана Тихончук.