Газпром проиграл очередной суд в Европе и не больше сможет быть монопольным владельцем Северного потока-2. Что это значит?
В истории строительства российского газопровода Северный поток-2 произошел неожиданный поворот. 25 августа Высший земельный суд в Дюссельдорфе отказался вывести трубопровод из-под действия норм Третьего энергетического пакета ЕС.
Истцом в этом деле выступала компания Nord Stream 2 AG – швейцарская “дочка” российского Газпрома и оператор Северного потока-2 – газопровода из России в Европу в обход Украины через Балтийское море.
Решение суда строительство газопровода, скорее всего не остановит. И это плохая новость для Украины. Хорошая новость: Газпром не сможет запустить трубопровод без выполнения европейских газовых правил.
Чем это грозит российскому монополисту, что это значит для Украины и как Газпром теряет контроль над газовым рынком Европы – в разборе LIGA.net.
Контекст. В апреле 2019 года, когда российский Газпром вовсю строил в Балтийском море газопровод Северный поток-2 в обход Украины, Европейский парламент обновил газовую директиву ЕС (входит в так называемый Третий энергетический пакет Евросоюза). Она применяется ко всем газопроводам, пролегающим в страны Евросоюза и через них.
Правила ЕС нацелены на обеспечение конкуренции и предотвращение злоупотреблений компаниями-монополистами вроде Газпрома – единственного поставщика российского газа в Европу и крупнейшего источника природного газа для стран Евросоюза.
По подсчетам Еврокомиссии, за 2020 год страны ЕС суммарно импортировали 326 млрд кубометров газа. Доля РФ в этом объеме поставок – 43%. Крупнейшие покупатели российского газа в Европе – Германия, Италия, Турция, Австрия и др.
Российский газ заходит в европейские страны по четырем основным каналам: газопроводам Северный поток (через Балтийское море), Ямал-Европа (через Беларусь), Уренгой-Помары-Ужгород (через Украину) и Турецкий поток (через Черное море и Турцию). Газпром – фактически единственный транзитер газа через эти газопроводы.
Достроив Северный поток-2, российский монополист планировал отказаться от транзита газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС). Но планам помешали санкции США, введенные в декабре 2019 года. Теперь под действием американских санкций трубопровод достраивают не европейские подрядчики, а российские судна.
По данным агентства Bloomberg, “трубу” планируется достроить 12 сентября – Газпрому осталось проложить всего 14 километров газопровода в немецких водах. Общая протяженность двух ниток Северного потока-2 – 1200 км.
Проектная мощность – 55 млрд кубометров газа в год, что на 15 млрд кубов больше, чем Газпром прокачивает через Украину с 2021 года.
Суды и конкуренция
Решение Высшего земельного суда в Дюссельдорфе – продолжение череды негативных для Газпрома событий последних двух лет. Ему предшествовал отказ в мае 2020 года Федерального агентства по сетям Германии (Bundesnetzagentur) и Общего суда Евросоюза освободить газопроводы Северный поток и Северный поток-2 от выполнения норм Третьего энергопакета ЕС.
Что это значит? Простыми словами, европейские инстанции отказали двум швейцарским “дочкам” Газпрома в эксклюзивных правах: компании Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG добивались поблажек в европейском суде и от немецкого регулятора для своих газопроводов.
В частности, операторы двух Северных потоков хотели избежать европейских конкурентных правил, прописанных в газовой директиве ЕС – в первую очередь, запрета одним и тем же компаниям контролировать поставку и транспортировку газа на территории стран Европейского союза.
За судебным проигрышем последовали новые поражения на европейской арене. Так, например, в июле 2021 года суд ЕС оставил в силе запрет суда предыдущей инстанции на использование Газпромом более 50% мощности газопровода OPAL – европейского продолжения “первого” Северного потока.
Преодолеть “черную полосу” Газпрому мог бы помочь Высший земельный суд в Дюссельдорфе. Сюда Nord Stream 2 AG подала иск с просьбой отменить решение Федерального агентства по сетям Германии и установить “льготы” для Северного потока-2.
Нормы Третьего энергопакета оператор Северного потока-2 считал “дискриминационными”. Но убедить в этом судей не получилось. 25 августа немецкие суд отклонил иск швейцарской “дочки” Газпрома и оставил в силе решение регулятора ФРГ.
Что это значит для Газпрома и Украины?
Вердикт немецкого суда – промежуточный. Как пишет DW, Газпром еще может обжаловать решение Высшего земельного суда Дюссельдорфа в двух европейских инстанциях: в Федеральном верховном суде Германии в Карслруэ и в Европейском суде в Люксембурге.
Обе эти возможности не исключили в Nord Stream 2 AG в комментарии российскому агентству РБК. Но окончательного решения еще нет. Правда шансы швейцарской “дочки” Газпрома в других судах не так велики, считает советник главы НАК Нафтогаз Украины Светлана Залищук.
Главный аргумент “против” – все газопроводы в страны Евросоюза должны соответствовать нормам Третьего энергопакета. А это значит, что Nord Stream 2 AG не сможет пройти сертификацию независимого оператора, если не выполнит три важный условия. Эти условия подробно расписал DW.
- Во-первых, Газпрому придется вывести из-под своего контроля компанию Nord Stream 2 AG и передать ее независимой компании.
- Во-вторых, новый оператор должен будет держать до 50% мощностей газопровода пустыми – для других потенциальных клиентов.
- В-третьих, газопроводу придется подчиниться немецкому регулятору – Федеральное агентство по сетям Германии будет устанавливать тарифы на транспортировку газа по немецкой территории.
Все это невыгодно Газпрому. Ведь именно на этом настаивала 24 августа украинская сторона на переговорах министров энергетики Украины, США и Германии. Соответствие Северного потока-2 газовым правилам ЕС обсуждалось в качестве одного из компромиссных шагов для запуска газопровода и гарантий продолжения транзита газа через территорию Украины.
В тоже время выполнение этих условий не исключает, что Газпром сможет достроить газопровод в Балтийском море. И украинской ГТС все равно придется конкурировать с Северным потоком-2 за каждый кубометр газа, который российский монополист будет продавать в Европу.