Пресс-конференция бывшей начальницы Николаевского областного бюро судмедэкспертизы Ольги Дерюгиной оказалась богатой на громкие заявления, например, о причастности к попыткам ее дискредитации то ли одного из замов главы ОГА, то ли черных трансплантологов. Увы, слишком мало из сказанного подкреплялось фактами и документами.
Напомним, в последние годы начальники николаевского бюро СМЭ не уходят со своей должности без скандала. К сожалению, не стала исключением и Ольга Дерюгина, получившая эту должность после кадрового конкурса в 2016 году, который она выиграла у Сергея Косицких, фигуранта громкого скандала о “черных трансплантологах”.
Ольга Дерюгина была утверждена на должность начальника областного бюро СМЭ 14 июля 2016 года и уволена в связи с окончанием контракта 13 июля этого года. По ее словам, предлагая контракт на год, ей обещали его продление в случае отсутствия претензий к работе. Теперь она подала иск в суд о незаконности своего увольнения и, одновременно, документы на новый конкурс.
Время и условия конкурса до сих пор не известны. Тем временем, по ее словам, в городе начали активно распространять информацию о якобы бытовавших при Дерюгиной поборах с участников рынка ритуальных услуг.
Собственно, пресс-конференция была посвящена разоблачению этих слухов и заявлению Дерюгиной о намерении продолжать борьбу.
Теперь о пикантных деталях.
Как утверждает адвокат Александр Скотников, на приказе об увольнении Дерюгиной есть мокрая печать, но отсутствует личная подпись главы облгосадминистрации. Это дало повод для обращения в суд. В нарушение практики срочного рассмотрения исков об увольнении, судья Центрального райсуда перенесла рассмотрение дела на сентябрь. Адвокат видит здесь проявление заинтересованности высоких должностных лиц в невозвращении Дерюгиной на должность.
О том, кто эти люди, говорили участники рынка ритуальных услуг.
Так, глава Ассоциации организаторов похоронного дела и ритуальных услуг Людмила Калиничева рассказала, что совместно с полицией и представителями здравоохранения легальными участниками рынка разработан проект Меморандума о ведении ритуального дела в Николаеве, включающий в себя такие сложные вопросы, как вывоз и похороны т.н. “бесхозных” трупов. К сожалению, Меморандум оказался “похоронен” в кабинете заммэра Мкртича Мкртчяна.
По словам Ольги Дерюгиной, в год около 10% поступающих в морг судмедэкспертизы тел относятся к этой категории. И если город, пусть и с задержками, оплачивает эти расходы, то с пригородными районами есть проблемы.
“В холодильном отделении судмедэкспертизы сегодня находятся трупы, поступившие в декабре-ноябре прошлого года”, – рассказывает Дерюгина.
Участники встречи считают, что между больницами и судмедэкспертизой, владеющими холодильными камерами для хранения трупов, и ритуальными фирмами сложилось полезное взаимодействие: ритуальщики, арендуя часть морга с холодильником, либо устанавливают новое оборудование, либо модернизируют и ремонтируют старое, снимая нагрузку с бюджетных учреждений.
Ольга Дерюгина подтвердила, что долгое время часть “холодильника” СМЭ арендовал известный частный предприниматель Дмитрий Макс, получивший большую известность после ряда покушений на него. Претензий к исполнению договора аренды к Максу не было, но договор был расторгнут по его инициативе.
В то же время ряд участников считает, что сегодня “искусственно формируется большой поток трупов в морг судмедэкспертизы”. “Ритуальщики” и судмедэксперты считают, что медики и полицейские отправляют тела на вскрытие в судмедэкспертизу без должного обоснования. В год через морг СМЭ проходит около 3000 трупов.
Один из участников пресс-конференции высказал предположение, что, кроме бюрократических перестраховок, работает и другой фактор: формируется ресурс для “черных трансплантологов”. Речь не идет о мифических похищениях почек или сердец. Сегодня морги являются поставщиком т.н.биологических фрагментов, используемых при дорогостоящих операциях глаз, опорно-двигательного аппарата и т.д. Якобы в былые годы после плановых вскрытий родственники обнаруживали отсутствие у тела родного человека до 50-200 “фрагментов”.
Ожидаемое в ближайшем времени принятие закона о легализации трансплантологии в Украине должно в разы увеличить обороты данного рынка и поднять “цену” директора областного бюро СМЭ.