Iнше ТВ удалось пообщаться директором по экономической безопасности ГКП «Николаевводоканал» Зинаидой Страховой, которая проработала на предприятии с июля 2016 года по август 2019 года, а затем была уволена, восстановлена по суду, а затем в 2020 году снова сокращена, а сама дирекция – расформирована. Зинаида Страхова рассказала, как воровали деньги горожан на ГКП «Николаевводоканал».
– В 2016 году меня пригласил к себе мэр Николаева Александр Сенкевич и предложил возглавить дирекцию по экономической безопасности ГКП «Николаевводоканал», так как он считал, что эта структура может обеспечить нормальное функционирование предприятия. Мы создали эту структуру в самый кратчайший срок, мною были подобраны квалифицированные специалисты в этой области. Мы создали нормативную базу для деятельности, потому что такая структура в городе на коммунальном предприятии была единственной, на других предприятиях такого нет, – рассказала Зинаида Павловна.
Результаты не заставили себя долго ждать, на предприятии в первые месяцы работы были выявлены злоупотребления и хищения более чем на 2,5 млн гривен.
– Нами было обеспечено начало предварительного следствия, сбор материалов, по которым следствие доказало вину должностных лиц. Громкие дела были по поводу бестоварных операций, по очистке канализации, по вывозу грунта с 3-го подъема. Был выявлен ряд фактов об использовании служебного положения в личных корыстных целях – как в эшелоне высшего руководства, так и в руководстве среднего звена. Мы подготовили результаты служебных проверок, а также приказы о наказании виновных лиц. Где-то нас услышали, а где-то не услышали, – рассказала Зинаида Страхова.
В начале гендиректор предприятия Борис Дуденко всячески поддерживал дирекцию по экономической безопасности, но затем, по словам Зинаиды Страховой, он перестал реагировать на сигналы, а отделу запретили проводить проверки без его ведома. Началось это ближе к концу 2017 года, когда предприятие начало проводить закупки через систему Prozorro.
– Наблюдая за 4 года работы, я убедилась, что руководитель предприятия (Борис Дуденко – прим. Iнше ТВ) не соответствует занимаемой должности, ни по своим профессиональным деловым и моральным качествам, у него отсутствует авторитет в коллективе, он людей держит просто в страхе, в случае, если что-то кому-то не нравится – он подлежит увольнению, в итоге нормальных специалистов сократили или уволили. С 2018 года мы видели все движения средств и материалов, и мы увидели, что на предприятии начались злоупотребления. Как директор по экономической безопасности я также проверяла договора, которые заключались после проведения тендеров, и делала соответствующие записи: о соответствии или не соответствии договора законодательной базе и коррупционной составляющей, если такое было выявлено в ходе проверки. Сначала к нам прислушивались, но потом процесс начал набирать обороты, люди почувствовали вкус денег, и после этого начался прессинг на нашу службу.
В 2018 году в Украине в масштабах государства возник резкий дефицит хлора – его не хватало для обеззараживания воды. Тогда в Николаеве хлорирование питьевой воды было снижено до минимума, а пробы питьевой воды даже показывали биологическое загрязнение.
– По результатам проведенного тендера по хлору была предложена цена 33360 грн за тонну. Нами была промониторена ценовая ситуация на рыке хлора, в результате чего было установлено, что в этот период средняя цена на ринке была 20000-25000 грн за тонну, о чем было доложено служебной запиской на имя генерального директора 30.08.2018 года. Принятыми мерами после заключения договора контрагент снизил цену, и согласно допсоглашения она составила 23 617 грн. Таким образом предприятию было с экономлено 2 541 648 грн. Но потом в период моего отпуска начался бум с хлором – руководителю этого предприятия руководством Николаевводоканала было предложено расторгнуть договор, несмотря на то, что у нас была перед ним полумиллионная задолженность. Ему предложили расторгнуть договор с условием, что ему вернут долг при расторжении. Предприятие согласилось, написало письмо, но дальше эпопея пошла с сумасшедшей скоростью – цена с 23 617грн. выросла до 49 тысяч. Бум – вы что, спасаем город, останемся без хлора и т.д. По этому поводу мэр Сенкевич даже поощряет гендиректора Дуденко и дает ему премию. Мы начинаем мониторить дальше и видим, что цена падает – мы пишем служебную записку и официально оформляем, мы говорим – цена снижена на хлор на порядка 5 тысяч, давайте что-то решать в пользу предприятия, но поставщик говорит: хорошо, я вам цену снижу на 2 тысячи до конца года, и после следующего года снижу на 10%. Мы до проведения очередного тендера продолжаем покупать хлор по 47 тысяч грн. за тонну. В первом квартале 2019 года договор пролонгируется на 2 месяца, и опять-таки мы оплачиваем по 47 тысяч. Мы должны были провести тендер 14 января, мы промониторили, что цена по Украине была 35 тысяч за тонну, но коммерческая дирекция ставит ожидаемую стоимость 39 тысяч. По указанию коммерческого директора тендер не состоялся, были и прописываются технические условия под определенного поставщика. Последующие тендеры по хлору неоднократно оспаривались участниками в антимонопольном комитете, а мы при этом продолжали закупать хлор по завышенной цене. Таким же образом закупался бензин, песок, задвижки и все остальное. Мы закупали товар, затаривали склад и создавали неликвиды. Хлорка была в Румынии по одной цене, а в Молдавии по завышенной, и мы почему-то брали ее в Молдавии, где нам было более «выгодно», – рассказала Зинаида Страхова.
По ее словам, в аудиторском отчете 2016 года по 2 февраля 2018 года в выводе аудиторов отмечен недостаточный уровень контроля со стороны предприятия за наявностью остатков запасов, который приводит к их накоплению и длительному хранению запасов без использования в производственном процессе, что изымает из оборота предприятия денежные средства на сумму 2 млн. 798 тыс.
Так, по программе «Развитие системы водопотребления и водоотведения в г. Николаеве» был выделен кредит с сумме 31.08 млн. евро, который предусматривал проведение следующих работ:
- Очистные сооружения канализации (ОСК) – ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ стоимостью 44.3 млн. грн.
- Система канализации – основные работы по замене изношенных сетей и снижению эксплуатационных затрат стоимостью 21.6 млн грн.
- Система водоснабжения- основные работы по модернизации системы для обеспечения стабильности и безопасной работы в соответствии стандартам стоимостью 40.6 млн.
По состоянию на 28.02.2018 года освоено 45% (с учетом комиссии за открытие кредита) от суммы выделенного кредита.
– Предприятие не обеспечило использование 53% имеющихся кредитных средств первого транша для обеспечения и реализации проекта «Развитие системы водопотребления и водоотведения в г.Николаеве» . Предприятие выплатило штрафных санкций в сумме 67 тысяч гривен, и процентные суммы 7 миллионов 195 566,40 гривен за кредитные ресурсы, из которых фактически было освоено 47%, остальная сумма средств осталась на счетах Министерства финансов Украины, – рассказала Зинаида Страхова.
За деньги ЕРБР была куплена калопромывочная машина на сумму 7 061 517,34 грн., которая в период с момента передачи 26.01.18 по 21.05.2018 находилась в нерабочем состоянии, при этом предприятие не использовало обозначенное контрактом право ее возврата, это также было отмечено в акте ревизии.
– Все эти кредиты и расходы предприятия закладываются в тариф, из-за этого тариф растет. Вот вы слышите, что у нас растет тариф, основная составляющая – это заработная плата, плюс энергоноситель. Так вот, я вам хочу рассказать, что в 2019 году мы заключили договор на самую дорогую электроэнергию в Украине. Когда на местной облэнерго предлагалось по 2.10 грн, мы заключили договор по 2.47 грн. И только после небольшого «кипиша» сбросили на копеечки. А представьте, что мы получаем десятки тысяч киловатт. По моему мнению, это идут откаты в сторону руководства предприятия, – отметила Страхова.
– Я лично контактировала 4 раза с мэром по этим вопросам, он перепрофилировал меня к куратору, который контролировал департамент ЖКХ, закончилось это тем, что сократили службу экономической безопасности на водоканале, сократили всех. Мы заметили одну закономерность: тарифы растут, а предприятие прибыли не получает. Я могу это пояснить следующим: нерациональное использование средств предприятия, нет надлежащего бухгалтерского учета за расходованием материалов, ГСМ., отсутствие организации труда, не внедряются новые технологии в сбытовых процессах, постоянная манипуляция с приборами учета, низкая финансовая дисциплина.
Она отметила, что по решению горсовета департаменту по противодействию коррупции поручили провести аудит водоканала. В период с 05.08.19 по 01.10 19 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По результатам проверки установлен ряд нарушений, которые привели к неправомерным, неэффективным и другим потерям в общей сумме 1 739 884.55 грн.
В первом пункте указано, что генеральным директором Дуденко Б. Л. не обеспеченно выполнение доходной части предприятия согласно годовому финплану. При не выполнении плана получения доходов директором по персоналу делались расчеты премии руководителю предприятия, что противоречило контракту, что привело к обману мера при назначении премий.
При мне Ермолаев докладывает об этом – мэр говорит: «Мы с этим разберемся и, наверно, мы с ним (Дуденко – прим. Iнше ТВ) контракт продолжать не будем, пора положить этому конец – это уже не первый раз слышу, что там идут нарушения». И через 2 месяца продлевает ему контракт на 3 года. В 2020 году у него заканчивался контракт в июне, а он ему продлил в апреле.
Кроме того, как подчеркнула Зинаида Страхова, Борис Дуденко неоднократно получал премии.
– Когда мне принесли последний договор по ГСМ, чтоб я его подписала за пять минут до конца рабочего дня, я сказала: пока я его не проверю – не подпишу. Звонит мне коммерческий директор Дмитрий Ганиченко – ты кто такая и т.д. А суммы – не копейки, счет идет на миллионы, покупают бензин по сумасшедшим ценам. Я сказала, что подписывать не буду. Вот после этого последовал приказ по сокращению всей службы дирекции по экономической безопасности.
На каком этапе расследование. Я обращалась в городскую прокуратуру №1 о криминальном правонарушении по препятствованию служебной деятельности, по этому поводу мне прислали ответ, что “ваше обращение по факту присвоения бюджетных средств должностными лицами Николаеводоканала рассмотрено, информация внесена в ЕРДР, в данный момент судебное расследование продолжается”.
В Нацполиции также зарегистрировали обращение, но правоохранительные органы не работают, ГБР не хочет нас слушать, в Ингульский райотдел – что отдал, что выкинул, там вообще никто не хочет этим заниматься, хотя там лежат 2 уголовных дела, что делать, – разводит руками Страхова.
Отдельно стоит отметить ситуацию с изношенностью городских сетей, на которую так часто пеняют городские власти, а тем временем вода продолжает течь по улицам города:
– До настоящего времени не сделана паспортизация сетей, наверно, ее так и не закончили. То есть, не знают, на каком участке где и что находится. Мы просили, покажите схемы – нет! Они узнают о состоянии трубы, когда разроют. В открытую говорят – у нас 79% изношенных сетей, а когда им говоришь – покажите документацию, на каком участке что изношено? А у нас нету, зачем это? Нет паспортов сетей, чтоб точно знать, что от точки А до точки Б лежит труба чугунная, стальная, пластмассовая. Один и тот же участок мы перерываем несколько раз. Но, наверное, это кому-то надо. Сюда закапывается щебень, песок. Мы по песку проводили служебное расследование и выявили, что у двух мастеров не хватало 69 и 72 тонны песка, и мне рассказывали, что это у них в запасе где-то там. Мы так и не добились, чтоб нам его показали. Мы показали директору, что идет хищение, как можно в яму 3 на 3 закинуть 12 кубов песка, при том, что делается засыпка мокрым грунтом. Результат вы знаете, – рассказала Зинаида Страхова.
Читайте: Сенкевич о поставках хлора: Мы нашли выход, но это государственная тайна
Вице-мэр Николаева: Импортный хлор в два раза дороже, но на тарифе это не особо отразится