Представители рабочего коллектива ГП «Николаевский судостроительный завод» (бывшее ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара») считают, что недостроенный четвёртый крейсер проекта 1164 (бывший «Украина») необходимо либо продавать, либо разбирать на запчасти.
Об этом они сказали во время встречи с мэром Николаева Александром Сенкевичем в пятницу, 22 сентября.
По словам заводчан, крейсер не вписывается в оборонную доктрину Украины, а также является очень дорогим в содержании.
– Нынешний флот имеет желание снять с него и взять к себе на запчасти часть оборудования и вооружения. Для этого нужен проект. Мы хотим, чтобы нам передали этот крейсер на баланс завода, и мы начали его разоружение своими силами. Чтобы загрузить людей работой. Всё, что мы сейчас делаем, мы делаем не просто от себя – есть документ, согласованный с Министерством обороны, представителем заказчика, Центральным КБ военного кораблестроения, на Темводе который, и нами. Этот документ оговоривает, что мы должны делать по содержанию крейсера буквально по позициям, количество часов затраченных, материалов на тот или иной вид работы. Мы не делаем что-то, что нам в голову взбредёт, мы выполняем то, что ранее подписано и согласовано по содержанию, – сказал начальник мехбюро конструкторско-технологического отдела Сергей Бабаджан.
По его словам, в конце прошлого года был подписан Указ Президента Украины о демилитаризации крейсера, что предполагает снятие с него вооружения, однако недавно премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что нельзя такой корабль пускать на металлолом.
– Корабль устарел в том смысле, что он жрёт столько топлива, что он нерентабелен вообще для нас. Мы не можем его себе позволить, как дорогую игрушку. Поэтому два пути: либо его продать, либо разобрать на запчасти, – сказал Сергей Бабаджан.
Глава профкома завода Головченко отметил, что вокруг корабля сложилась не вполне здоровая ситуация, когда работники в убыток себе вынуждены содержать объект, хотя работы уже два года не финансируют.
– Самое плохое и интересное, что до 2015 года выделялись средства через Министерство обороны для жизнедеятельности этого объекта. Потом в одно прекрасное время Минобороны заявило, что им средства не выделяют под этот объект и на сегодняшний день для того, чтобы не погубить дорогостоящий объект, мы в ущерб себе, нарушая закон о невыплате заработной платы, администрация завода тратила деньги на дизтопливо зимой, на расходы транспорта и на другие вопросы обслуживания корабля. Все дополнительные затраты делаются в ущерб заводчанам – не платится зарплата, но сохраняется объект. Сегодня мы не можем найти хозяина, Минобороны открещивается.
Вместе с тем, корабль практически готов к выполнению боевых заданий – кроме достройки, нужно провести ходовые испытания, после чего можно передавать его ВМС, ведь заводчане, по их словам, все эти годы сохранили объект в отличном состоянии.
– За то время, как я работаю на заводе, там были практически все президенты, все премьер-министры и руководители большие, и все были в восторге от того, в каком состоянии находится корабль. По сравнению с тем, в каком состоянии находятся наши корабли ВМС Украины, корабль идеальный. 96% готовности, всё собрано, всё смонтировано. Единственное что, и это не военная тайна, что нет оружий, нет ракет, – сказал начальник отдела технического контроля предприятия Сергей Новиков.
– Этот корабль предназначен для уничтожения авианесущих группировок противника, то есть, авианосцев. Этими ракетами, которые там стоят, они должны были уничтожать. В Украине другая стратегия – у нас оборонная, поэтому этот корабль не вписывается в эти доктрину, было принято решение о приостановке его строительства. Сначала Министерство обороны выплачивало деньги за его сохранность, но потом по ряду причин с 2015 года прекратилось финансирование, и завод, чтобы не потерять эту ценность, а он стоит не миллионы, а миллиарды гривен, принял решение продолжить содержать крейсер, – добавил он.