Так случается, что исследовать исторические трагедии народов приходится выходцам из других стран. Более того – из других этнических групп.
Украина – не исключение. Одним из первых, кто в открытую заговорил о геноциде украинцев в 1932-33 годах стал американский индеец Джеймс Мейс.
Сегодня в Николаеве говорили о нем – исследователе Голодомора, урожденном индейце племени чероки Джеймсе Мейсе. Книгу “Ваші мертві вибрали мене” и рассказ презентовала вдова историка Наталья Дзюбенко-Мейс.
Преданный служитель музы Клио, Джеймс умел погружаться в другие эпохи. Как американец, в жилах которого текла кровь чероки, он не мог забыть трагедию, которую пережил его народ в первой половине ХІХ века. Открытие на его землях залежей «дьявольского металла» и вызванная этим золотая лихорадка ускорили принудительное переселение. Тогда в сопровождении солдат, чероки прошли по «Дороге слез» с юго-восточных штатов на Запад, умирая от голода и болезней. На скорбном пути длиной 800 миль погибли тысячи выселенцев. До штата Оклахома, где родился Джеймс Мейс, добрались лишь восемь тысяч его кровных предков…
Из уст своего научного руководителя, профессора истории Мичиганского университета Романа Шпорлюка он услышал драматический рассказ о Великом голоде в Украине, жертвами которого стали миллионы крестьян. С тех пор и начал заниматься этой трагедией, такой похожей на трагедию собственного народа.
Благодаря Джеймсу Мейсу мы стали чтить память жертв той страшной трагедии, зажигать поминальные свечи в окнах, в память о погибших от Великого голода 30-х годов.
Историк умер в Украине, которую любил, увы, без взаимности. Только после смерти – как это часто бывает у нас, – 26 ноября 2005 года президент Украины Виктор Ющенко наградил Джеймса Мейса орденом князя Ярослава Мудрого ІІ степени.