Дерегулировать отдельные условия трудовых отношений на период военного положения для оперативного привлечения работников и устранения кадрового дефицита и нехватки рабочей силы предлагает глава профильного парламентского комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова из правящей фракции “Слуга народа”.
Соответствующий законопроект №7160 “Про организацию трудовых отношений в условиях военного положения” она зарегистрировала в Верховной Раде в понедельник.
Согласно ему, в частности, разрешается работодателям заключать с новыми работниками срочные трудовые договоры на период действия военного положения или на период замещения временно отсутствующего работника, хотя такую рекомендацию Минэкономики в понедельник уже дало на своем сайте.
Законопроект также дает право работодателю на период действия военного положения перевести работника на другую работу, не оговоренную трудовым договором, без его согласия (за исключением перевода на работу в другую местность, где продолжаются активные боевые действия).
Помимо того работодатель, в случае принятия документа, сможет расторгнуть трудовой договор с работником в связи с ликвидацией предприятия из-за уничтожения в результате боевых действий всех его производственных, организационных или технических мощностей. О таком увольнении работник должен быть предупрежден не позднее 10 дней с выплатой выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка.
В свою очередь работник в связи с ведением боевых действий в районе его работы может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе без двухнедельного срока предупреждения (за исключением принудительного привлечения к общественно полезным работам или на объектах критической инфраструктуры), говорится в законопроекте.
Документ допускает увеличение нормальной продолжительности рабочего времени в период военного положения до 60 часов в неделю, а для работников с сокращенной продолжительностью рабочего времени – до 50 часов в неделю. Время начала и окончания ежедневной работы определяется работодателем.
“Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается работодателем по решению военного командования вместе с военными администрациями”, – гласит также одна из статей документа.
Помимо того продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть сокращена до 24 часов.
Среди других норм законопроекта, организация на время военного положения кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов по усмотрению работодателя, снимается ряд ограничений по сверхурочным работам, разрешается применение труда женщин (кроме беременных и с ребенком до года) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
“В случае невозможности выплаты заработной платы из-за военных действий выплата заработной платы может быть приостановлена до момента восстановления возможности предприятия осуществлять основную деятельность”, – указано в одной из статей законопроекта.
Документ также, в случае принятия, разрешит останавливать отдельные положения коллективного договора, отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков, кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах отнесенных к критической инфраструктуре.
В то же время в течение периода военного положения работодатель по просьбе работника может без ограничений предоставлять отпуск без сохранения заработной платы.
Законопроект также содержит статью о приостановлении действия трудового договора – это временное освобождение работодателя от обязанности снабжать работника работой и временное увольнение работника от обязанности выполнять работу по заключенному трудовому договору, которое не влечет прекращения трудовых отношений. “Возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам при приостановлении действия трудового договора в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию”, – говорится в документе.