Как мы ранее сообщали, в машине начальника таможенного поста обнаружили более $700 тысяч, сам он был в списке СНБО, но вернулся на работу.
Журналист Юрий Бутусов на своей странице в Facebook рассказал, что ГБР задержало на взятке главу таможенного поста «Ягодин» Михаила Бурдейного. По информации журналиста, изъятые 704 тысячи долларов таможенник вез в Киев.
“По данным источников Цензор.Нет, близких к следствию, это был майский ежемесячный развоз “кэша” для группы государственных структур, вовлеченных в ряд коррупционных схем, в том числе в схему “крышевания” “растаможки” автомобилей. Забавно, что как раз вчера Михаил Саакашвили у Шустера в который раз говорил о необходимости принятия новых правил упрощения и удешевления растаможки автомобилей, и показывал ответ министра финансов Сергея Марченко о том, что изменение правил растаможки нецелесообразно. А тут вот совпадение, прямо-таки готовая иллюстрация.
Всех подписанных пачек мы не увидели, надеюсь, выложат их в ближайшее время, но подписи на пачках кое-где понятны. СБ Люб – это похоже на Службу безопасности Любомля – райотдела, который занят борьбой с контрабандой в “Ягодине”. Прокуратура – не указано куда. “Зам” – тут трудно понять куда и чей. Но ведомство не указано, вероятно – какой-то таможенный начальник. Также есть информация, что есть пачки с подписями полиции, а также структур, отвечающих за оформление транспортных средств. Общая сумма пачек, подписанных для контролирующих органов – около 100 тысяч долларов.
А кому предназначалась основная часть суммы? По данным источников, близких к следствию, основная часть денег предназначалась для передачи руководству департамента профилирования рисков таможенной службы. Кому именно? Исполняющим обязанности директора департамента является Александр Щуцкий, однако передача не зафиксирована, поэтому утверждать, что должен получить на руки именно он, было бы некорректно, пока оснований привязывать передачу к конкретным людям нет. Причастность должно установить только следствие. Департамент рисков – одна из ключевых структур таможни, это аналитическое подразделение, которое определяет, соответствуют ли тарифы на растаможку действующим нормативам или нет.
Очевидно, что 600 тысяч долларов не могли идти в карман одному лишь департаменту рисков, а передаются наверх другим людям, тем, кто назначал, тем, кто прикрывает. Поражает другое. 700 тысяч долларов “кэша” – это без учета того, что положили себе местные таможенники и другие проверяющие органы на месте в свой карман, до момента вывоза этой передачи. Это везет мелкий чиновник. Это всего лишь один месяц (в который было 10 дней выходных). Один пост. Одной таможни. Причем, всю схему расщепления средств мы не знаем, вполне возможно, что это даже не один канал сбора средств на “Ягодине”.
Давайте подсчитаем, про какие суммы в месяц может идти речь в масштабе страны? Ведь такая масштабная схема не может существовать только в одном месте, таможни и посты есть в каждой области. Недавно назначенный глава таможенной службы Павел Рябикин оценил ущерб государству от контрабанды до 150 миллиардов гривен. Ключевую роль в сохранении контрабанды играют правоохранительные органы, и что на среднем уровне многих контролирующих и проверяющих органов организована плотная спайка. А “кэш” поступает наверх, на него власть финансирует, в том числе, свои политические проекты, громкий пиар и спикеров на телеэфирах.
Кадровые перестановки проводятся регулярно, Бурдейный, например, прошел переаттестацию, но система остается прежней, схемы работы остаются прежними. Потому что за громкими заявлениями и санкциями против контрабандистов не стоят уголовные дела, расследования не доходят до суда.
Не хотят ловить себя самих за руку. Обнадеживает то, что хотя бы одну передачу правоохранительные органы все-таки перехватили, ГБР по-настоящему отличилось. Печально, что системных реформ правоохранительных органов не проводится, и потому в следующем месяце при перевозке “кэша” в Киев с других постов и таможен, скорее всего, не найдут, “смотрящих” поменяют, и будут новые безвестные начальники отделов, назначенные нужными людьми для сборов, снова развозить куда-то деньги в багажнике”, – пишет Бутусов.