Утром 1 июля пять пассажиров вышли из автобуса на остановке в одной из деревень штата Махараштра в центральной части Индии. Они заговорили с игравшей неподалеку девочкой, после чего за несколько секунд их окружили больше 30 местных жителей, в том числе дети. Толпа набросилась на приезжих и избила их до смерти. Были ранены четверо полицейских, приехавших на место происшествия. Местные жители заподозрили пассажиров автобуса в намерении похитить ребенка.
За последние дни в разных районах страны из-за аналогичных подозрений погибли еще три человека. А всего за последний год были убиты не меньше 30 граждан страны, которых заподозрили в киднеппинге, пишет МЕДУЗА
По мнению индийских экспертов, на которых ссылается The Guardian, причина — панические слухи, распространяемые через мессенджеры, прежде всего WhatsApp. Это самое популярное в стране мобильное приложение. Им пользуются около 200 миллионов человек при общей численности населения свыше 1,3 миллиарда. За последние четыре года число пользователей приложения выросло втрое.
Гаджеты распространяются по стране быстрее, чем образование
Моральная паника вызвана анонимными сообщениями, в которых говорится, что похитителей отпускают из тюрем. К сообщениям зачастую прикладывают видео с фрагментами реальных похищений или того, что можно за них принять.
Так, одной из причин расправы в штате Махараштра мог стать ролик, распространившийся в WhatsApp за несколько дней до этого. На нем скутер подъезжает к группе детей, играющих на улице. Одного из них забирают. Из ролика была вырезана концовка, где мотоциклисты возвращают ребенка обратно и поднимают плакат с надписью «Нужно мгновение, чтобы похитить ребенка», — это социальная реклама волонтерской организации, борющейся против киднеппинга в пакистанском городе Карачи.
Власти Индии предпринимают усилия по борьбе с линчеванием, но зачастую и они заканчиваются нападениями. В пятницу, 29 июня, в штате Трипура на востоке страны местные жители убили мотоциклиста, которого полиция специально наняла для того, чтобы ездить по деревням и с помощью мегафона призывать не верить паническим слухам.
Основатель индийского сайта по борьбе с фейковыми новостями AltNews Пратик Сина в беседе с The Guardian заявил, что рост числа пользователей социальных сетей стал серьезным вызовом для страны, «где в некоторых местах цифровая грамотность близка к нулю». До 30% населения Индии, по данным ЮНЕСКО на 2015 год, вообще не умеют читать и писать.
Как WhatsApp борется с фейковыми новостями
Борьба с распространением фейковых новостей осложняется тем, что сообщения в WhatsApp зашифрованы и премодерация невозможна. В качестве превентивной меры разработчики приложения разрешили администраторам групп ужесточать правила рассылки сообщений и ограничивать эту возможность для рядовых пользователей.
Кроме того, специальную маркировку получат пересылаемые сообщения, чтобы получатель видел, что собеседник не сам писал их, а только распространил чужой контент.
На парламентских выборах 2019 года WhatsApp собирается применить технологию, уже опробованную во время недавней президентской кампании в Мексике. Пользователь, получивший сомнительную информацию, сможет переслать ее специалистам, которые должны дать экспертный комментарий о том, соответствует ли она действительности.
Дело не только в мессенджерах
Индийский журналист Мухаммад Али, который пишет книгу о линчеваниях, считает, что WhatsApp — это лишь инструмент, а глубинная причина преступлений — распространенная в обществе ксенофобия.
Он приводит в пример убийство мусульманского торговца в 2015 году в штате Уттар-Прадеш. Его заподозрили в торговле говядиной, что считается кощунством с точки зрения индуизма. По мнению Али, расправы регулярно происходят на почве религиозной или этнической ненависти. Так, пассажиры автобуса, убитые в штате Махараштра, были представителями кочевого племени вади. Большинство в этом штате составляет народ маратхи.
Другая возможная причина массовой истерии состоит в том, что торговля детьми действительно является серьезной проблемой для Индии. По данным за 2015 год, в стране были похищены больше 41893 детей — это почти в три раза больше, чем в 2011 году.