13-летняя девочка из харьковского интерната рассказала подробности чудовищного преступления, всколыхнувшего украинское общество
Как сообщалось ранее, учительницу литературы Галину Коваленко задержали в понедельник неподалеку от люботинского интерната “Дивосвіт” на Харьковщине во время передачи семиклассницы “заказчикам”. Во время того, как она пересчитывала деньги, на нее надели наручники.
В полиции не говорят прямо, что покупатели были подставными. Однако министр внутренних дел Арсен Аваков, который одним из первых обнародовал детали истории на своей странице в Facebook, сообщил, что педагога “вели” четыре месяца.
Журналисты ВВС собрали свидетельства девочки и знакомых участников событий
“Дивосвіт”
“Дивосвіт” – несмотря на информацию господина Авакова – специализированная школа-интернат для одаренных, а не для “сложных” подростков.
Она расположена в городке Люботин, что за 5 км от Харькова. Ориентирована на детей из маленьких населенных пунктов, которые имеют способности к искусствам, но обучение в областном центре им недоступно.
интернат “Дивосвіт”, Харьковщина
13-летняя семиклассница – именно из таких детей. Она с детства любит рисовать, и преподаватели искусств в интернате надеются развить ее способности. Хвалят рисунки с присущими для ребенка сказочными персонажами. Хотя учится девочка здесь меньше трех месяцев, с начала учебного года.
В “Дивосвіт” она попала именно благодаря Галине Коваленко, 5 лет преподает здесь украинскую и зарубежную литературу. Они живут на соседних улицах в сек.м.т. Манченки. Семьи не дружили, но были хорошо знакомы.
Уговаривать родителей отдать дочь на воспитание в интернат учительница начала еще в прошлом году летом – именно когда шел набор на следующий учебный год.
В школе этому не удивляются и даже поощряют: каждый учитель рекламирует “Дивосвіт” среди знакомых – именно так и ищут таланты.
Однако следствие утверждает: Галина Коваленко уже тогда имела план.
Руководство и педагоги интерната растеряны и ошеломлены. Директор Вера Сивицька откровенно говорит: “После такого события хорошие характеристики уже давать нельзя”.
При этом признает, что упреков и замечаний к работе учительницы не было.
Опытная, с многолетним стажем, хорошо находит общий язык с детьми, не слишком строгая, но и не снисходительна. Да, она выделяла 13-летнюю семиклассницу среди других детей, но воспитатели были уверены, что она по-соседски заботится о новенькой девочке.
Боец!
По официальным данным следствия, именно учительница была иницатором и намеренно “готовила” девочку для продажи.
Для этого забрала девочку из семьи и поселила в интернате, под свою опеку. Ее мать вспоминает теперь, что Галина Коваленко действительно прилагала много усилий – “соблазняла” их хорошим образованием и уходом в “стране чудес”.
В течение последней недели семиклассница болела. Осталась дома. Воспитательница каждый день приходила ее навещать.
“Как она приходила, с какими глазами обнимала ее, целовала, зная, куда отправит! Три дня к нам ходила, как говорят, подхалимничала. Вот ей надо было, чтобы именно в понедельник она была в школе!”, – рассказывает мама девочки.
Учительница договорилась с матерью, что сама отвезет девочку утром.
После уроков она оставила девочку на дополнительные занятия, а потом, когда на улице уже стемнело, предложила пойти в ближайшую лавку, купить что-то из лакомств.
Ученикам интерната не позволяют покидать территорию заведения, однако Галина Ивановна успокоила ученицу, мол, предупредит воспитателя.
“Меня Галина Ивановна попросила, чтобы я сходила за печеньем. Я пошла. А она сидела в машине, и там была еще другая машина, и она сказала, что в другой машине моя сестра, что она хочет со мной поговорить”, – заметно взволнована, семиклассница пересказывает события.
Она делала это уже множество раз – полиции “под протокол”, педагогам интерната, матери и подругам.
Во вторник девочка в школу не пошла: мать оставила ее дома, пока улягутся страсти. Она хотела убедиться, что события прошли без тяжких последствий для дочки.
Именно поэтому мать сначала была категорически против общения дочери с журналистами, но девочка вызвалась сама.
Она стоит рядом и плачет, в который раз слушая рассказ дочери.
“Я подошла туда, к той машине, а оттуда вышла какая-то женщина, сказала, что там нет никакой сестры, что меня продают, – вспоминает девочка. – Я тогда начала от них убегать. Но они меня поймали, посадили в машину, держали за руки и сказали, что они из полиции. Но я не поверила и все равно от них убежала”.
Со сдержанной гордостью мать добавляет: “Она даже ударила одного полицейского. Они потом нам еще сказали: молодец девочка, боец!”
Торг уместен
Убедившись, что девочка уже у заказчиков, Галина Коваленко считала деньги в другой машине. Тогда ее и задержали.
Полиция и прокуратура называют разную сумму, в которую учительница оценила воспитанницу, – 10 и 13,5 тыс. долларов США.
Собственно продажи предшествовала долгая подготовка – Галина Коваленко несколько месяцев искала покупателей для ребенка.
“Насчет поисков – это был не интернет. Разговоры, осторожные вопросы, намеки – личные связи”, – рассказала Вита Дубовик, пресс-секретарь прокурора Харьковской области.
“Поражает, что ей вообще было безразлично, куда ребенка заберут. На органы, в рабство, попрошайничество – куда. Она не интересовалась, куда заберут этого ребенка асболютно!” – добавляет она.
“Когда покупатель поинтересовался здоровьем ребенка, намекая, что речь идет об изъятии ее органов, – по 1 тыс. грн. она принесла фотографию девушки и медицинскую карточку”, – добавил Арсен Аваков.
Лучшая судьба
Не верит в вину задержанной жены ее муж, Леонид Коваленко.
Бывший военный и сотрудник правоохранительных органов на пенсии. Он, впрочем, не может опровергнуть факты и признает – женщина действительно взяла деньги. Убеждает, что из добрых побуждений.
Его версия: обеспокоенная будущим девочки из многодетной семьи, которую называют “неблагополучной”, жена хотела устроить ее к лучшим родителей.
“Она могла взять деньги, могла. Это действительно так! Надо быть объективным. Это я говорю как человек и милиционер. Но не на органы! Возможно, ей подсунули деньги за помощь в усыновлении”, – объясняет он.
Безусловно оправдывает Галину Коваленко отец Антоний Старцев – ее бывший ученик, а ныне духовный наставник, священник Украинской православной церкви.
Он говорит: “Она с большими чувствами, подобными материнских, относилась к этой девочки. Пыталась ей помочь. Потому что это человек, который никогда не откажет в милостыне”.
Отец Антоний рассказывает о красноречивый факт из биографии Галины Коваленко.
12 лет назад под колесами автомобиля погибла единственная дочь учительницы, Каролина. Ей было 16 лет.
Несколько лет женщина тяжело переживала потерю, а потом с двойным рвением вернулась к педагогической работе, в которой находила утешение. “И к этой девочки она относилась, как к родной дочери”, – добавляет отец Антоний.
“Лучшей судьбы она для нее хотела?! – возмущается мать девочки. – На органы – это лучшая участь?”
Женщина удивляется, почему ее семью назвали “неблагополучной”. Да, люди они простые и небогатые, но это типично для маленького поселка.
Четверо детей – не так и много, к тому же, старшая дочь уже взрослая и живет отдельно от родителей.
Дети ухоженные и достаточно развиты: к примеру, те же навыки безопасности и поведения с незнакомцами на улице Настя узнала от матери. Хотя Наталья надеялась, что девочке они не пригодятся.
“Если кто-то на улице пристает и куда-то тянет, не стоит говорить: “Я не пойду” или “Я не хочу”. Надо громко кричать: “Я вас не знаю!”, тогда прохожие обратят внимание и помогут”.
Прозаический мотив
“Девочки говорят, я на нее похожа”, – семиклассница выдвигает собственную версию особого внимания учительницы к ней.
“На нее” – это на погибшую дочь Галины Коваленко. Однако взрослые опровергают подростковый мистицизм: ничего общего с Каролиной у девочки нет.
Взамен предлагают обычную бытовую корысть.
Косвенное подтверждение этому содержит отчаянный сумбурное сообщение мужа задержанной учительницы в соцсетях.
Леонид Коваленко обращается к Арсена Авакова: “Как пенсионер МВД могу сказать – хорошо поработали опера. Вместо предупреждения преступления и наказания, они развивали ситуацию, чтобы реализовать оперативную разработку, получить повышение и награды. Я никого не оправдываю, я не суд. И денег я не заработал в милиции, машину продал за кредиты, опять-таки, жены”.
В Манченках много говорят о том, что Галина Коваленко имела много долгов, и это могло подтолкнуть ее к преступлению.
рисунок девочки
13-летняя девушка, оправившись от потрясения, решительно настроена вернуться к “Дивосвіту” и дальше рисовать единорогов, которые так хорошо у нее получаются.
При условии, что литературу в интернате будет преподавать другой педагог.