Зарплата нового главы Укрзализныци поляка Войцеха Бальчуна составит 463 тыс. грн в месяц, не считая бонусов и премий по результатам работы. Фокус выяснил, как отрабатывают свои зарплаты самые высокооплачиваемые чиновники и топ-менеджеры госпредприятий.
Просматривая прошлогодние декларации о доходах высоких украинских чиновников, трудно не заметить одну особенность: чем выше должность, тем чиновник богаче. И тем больше разрыв между его официальными доходами и зарплатой. К примеру, министр внутренних дел Арсен Аваков, согласно декларации, в прошлом году заработал 1 678 414 грн, а его зарплата составила лишь 228 414 грн. Если принять во внимание ещё и доход членов семьи министра (2 417 153 грн), то разрыв оказывается ещё большим: от совокупного дохода Авакова и его семьи министерская зарплата составляет всего лишь 5,6%. От доходов министра юстиции Павла Петренко, заработавшего в прошлом году 3 807 974 грн, зарплата (71 949 грн) составляет только 1,9%. А самый большой разрыв между совокупным семейным доходом и зарплатой у президента Петра Порошенко. Зарплата первого лица государства (121 054 грн) составляет лишь 0,19% от совокупного дохода его самого и членов семьи (62 251 591 грн). Очевидно, что повышать зарплату таким высокопоставленным чиновникам бессмысленно. Однако в последнее время стало очевидно, что в некоторых отраслях одних только представителей политических элит на высоких должностях недостаточно. Нужны профессионалы, которые смогут не только наладить работу, но и провести реформы, на которых настаивают Евросоюз и США. А за профессионализм, как и везде, надо платить.
Поэтому новый глава Укрзализныци поляк Войцех Бальчун, успешно реформировавший польские железные дороги, согласился на зарплату в 463 тыс. грн в месяц плюс бонусы и премии по результатам работы. Будущий руководитель Укрпочты Игорь Смелянский запросил $62,5 тыс. в месяц. Француз Жан-Андре Барбоза, который вскоре может возглавить государственный завод “Электротяжмаш”, будет получать до $50 тыс. в месяц, из которых оклад — $12,5 тыс. Фокус попытался разобраться, отрабатывают ли высокооплачиваемые чиновники и руководители госпредприятий потраченные на них большие деньги. Пока ни об одном из них нельзя уверенно сказать: “Этот человек стоит таких денег”.
Марк Роллинс
председатель правления Укрнафты
1 000 000 грн в месяц
В прошлом году во время прессзавтрака Марк Роллинс сообщил, что согласно подписанному в сентябре 2015 года договору с членами наблюдательного совета ПАО “Укрнафта” он будет получать в качестве зарплаты $500 тыс. в год (12 445 000 грн). Кроме того, бонус по результатам каждого финансового года составит 2% от суммы чистой прибыли Укрнафты. Компания обеспечивает Роллинса и членов его семьи медстраховкой, выделяя, кроме этого, $5 тыс. в месяц на проживание в Киеве и предоставляя служебный автомобиль.
За плечами британца Марка Роллинса большой послужной список: воспитанник Кембриджского и Оксфордского университетов, магистр математики, доктор инженерных наук, успешно возглавлял крупные международные нефтегазовые компании. Логично, что на нового руководителя Укрнафты возлагали большие надежды. Как независимый менеджер он должен был нормализовать состояние дел в крупнейшей нефтедобывающей компании страны и соблюсти при этом интересы двух главных её акционеров — государства с контрольным пакетом акций и группы “Приват” Игоря Коломойского с 42%. Укрнафтой он руководит почти год, но дать работе Роллинса однозначную оценку пока сложно.
С одной стороны, Роллинс в конце прошлого года обеспечил выплату в бюджет долгожданных 1,8 млрд грн дивидендов Укрнафты за три года, изза которых собственно и начался конфликт государства с Коломойским. С другой — в апреле этого года Государственная фискальная служба потребовала от главы Нафтогаза Андрея Коболева расторгнуть контракт с главой правления Укрнафты. Фискалы мотивировали своё требование тем, что за время руководства Роллинса фискальный долг Укрнафты не только не сократился, но увеличился почти на 2 млн грн, достигнув 10,6 млн грн.
Роллинс же затягивает выплату налоговых отчислений, предлагая в качестве уплаченных налогов зачислить 2 млрд куб. м газа “Укрнафты”, которые в 2006 году компания продала государству по цене намного ниже рыночной (в этом вопросе менеджер придерживается позиции Коломойского). Конфликт компании с налоговиками уже стал предметом судебного разбирательства. 14 июня Окружной административный суд Киева обязал ГФС принять проданный газ в качестве налогового залога компании.
У многих экспертов такие действия Роллинса уже вызвали подозрения в лоббировании интересов Привата. Впрочем, как поясняет глава НАК “Нафтогаз” Андрей Коболев, подругому вести себя менеджер не может. Его задача — отстаивать не интересы государства, а интересы компании и всех её акционеров, включая группу “Приват”. Ведь если миноритарные акционеры почувствуют себя ущемлёнными, конфликт разгорится с новой силой.
Олег Прохоренко
глава Укргаздобычи
398 000 грн в месяц
“Да, с 1 января правление Нафтогаза назначило мне оклад в 398 тыс. гривен. На бумаге, кажется, что это много, но мой опыт реформирования говорит, что это очень хорошая инвестиция для Нафтогаза и для страны. Миллиарды Укргаздобычи, которые я не украду, как предшественники с окладом в 22 тыс. гривен, я вложу в достижение цели в 20 млрд кубов газа”, — так Олег Прохоренко в начале нынешнего года объяснял свою высокую зарплату в одной из авторских колонок.
Назначение в июне прошлого года главой государственной компании “Укргаздобыча” Олега Прохоренко сложно назвать прозрачным. Он стал главой крупнейшей газодобывающей компании страны фактически без обещанного открытого конкурса. Оппоненты быстро нашли этому объяснение: Прохоренко долгое время работал в консалтинговой компании McKinsey, там же где и жена сына Петра Порошенко.
Как бы там ни было, Олегу Прохоренко за год удалось вывести компанию из глубокого кризиса. Когда он принял Укргаздобычу, на счетах предприятия оставалось всего 500 тыс. грн при 3 млрд грн кредитного портфеля, треть которого фактически не обслуживалась. Укргаздобыча не имела средств на выплату ренты и рисковала остаться без лицензий на добычу голубого топлива.
Прохоренко удалось пресечь наиболее масштабные схемы хищений. Он остановил закупки колтюбинговых установок через “схемного” посредника Moston Properties по завышенной цене в $5,9 млн. На прозрачном тендере аналогичные установки удалось купить по $3,5 млн. Укргаздобыча стала одной из первых госкомпаний, которая начала использовать систему электронных тендеров ProZorro. Через неё компания уже провела закупки на сумму около 2,7 млрд грн. Благодаря лишь этому удалось сэкономить около 900 млн грн. За счёт повышения цен на отечественный газ и снижения “коррупционного налога” Укргаздобыча за полгода выплатила около 20 млрд грн рентных платежей и налогов и стала обслуживать свои кредиты. Компания вышла из дефолта.
Валерия Гонтарева
глава Нацбанка
146 000 грн в месяц*
За 2 года работы в НБУ Гонтарева нередко подвергалась критике. Особенно доставалось ей за троекратный обвал курса гривны. Впрочем, назвать виновником девальвации Нацбанк сложно. Экономика, а вместе с ней и валютные поступления рухнули вслед за аннексией Крыма, потерей промышленного потенциала Донбасса и российских рынков сбыта.
Введённые Нацбанком в 2014–2015 гг. валютные ограничения хоть и усложнили в какойто мере ведение бизнеса, однако позволили остановить девальвацию гривны, в пиковые моменты доходившую до отметки 35–40 UAH/USD. Более жёсткий валютный контроль также помог пресечь спекулятивные сделки по покупке доллара и снизить отток капитала за границу. А за счёт помощи МВФ и постепенного выкупа валюты с рынка за 2 года НБУ нарастил резервы страны почти вдвое — до $13,5 млрд.
Многое удалось поменять Гонтаревой и в системе банковского надзора. НБУ вывел с рынка более 70 банков, в основном за отмывание денег, вывод средств вкладчиков и непрозрачную структуру собственности. При этом банкопад пока не сопровождается паникой вкладчиков — Фонд гарантирования вкладов исправно возмещает клиентам банковбанкротов средства по их депозитам в размере до 200 тыс. грн.
Стремительный банкопад, впрочем, имеет и обратную сторону медали — многие предприятия потеряли свои средства на банковских счетах и попали в непростое финансовое положение. При этом банки резко сократили кредитную активность, так как качественных корпоративных заёмщиков на рынке осталось немного. Длительный застой в банковском кредитовании сдерживает восстановление экономики. Поэтому успешной работу Гонтаревой можно будет считать только в том случае, если оставшиеся банки в больших объёмах начнут кредитовать реальный сектор экономики, а курс гривны окончательно стабилизируется.
* в 2015 году
Хатия Деканоидзе
глава Национальной полиции Украины
100 000 грн в месяц
Национальную полицию Хатия Деканоидзе возглавила 5 ноября 2015 года, до этого проработав несколько месяцев советником министра внутренних дел. В интервью Фокусу Арсен Аваков сообщил, что месячная зарплата главы Нацполиции должна составить около 100 тыс. грн.
Однозначной заслугой Деканоидзе можно считать создание новой патрульной полиции. Благодаря этому существенно выросло доверие к правоохранительным органам. Деканоидзе также начала масштабную реформу системы МВД, запустив процесс переаттестации кадров. Проверку уже прошли более 23 тыс. полицейских, по её результатам уволены свыше 3000 человек, причём больше половины из них — руководители высшего и среднего звена.
Но всё же полномасштабная реформа полиции пока не удалась, и в первую очередь изза просчётов самой Деканоидзе и её команды. К примеру, переаттестация не была качественно подготовлена юридически, а в аттестационных комиссиях первую скрипку стали играть представители старой системы. В результате уволенные милиционеры восстанавливаются через суды, а сама переаттестация всё больше напоминает фарс. Поэтому в начале июня представители общественных организаций “Автомайдан”, “Народный тыл” и волонтёрской организации CombatUA заявили об отзыве своих представителей из аттестационных комиссий.
Кроме того, растёт преступность. Согласно статистике Генпрокуратуры, в прошлом году по сравнению с 2013м на 74% выросло количество имущественных преступлений, связанных со злоупотреблением доверием; на 69% увеличилось число угонов, на 40% — умышленных убийств, на 12% — краж.
В целом об успешности работы Деканоидзе и её команды можно будет говорить лишь в том случае, если ей удастся перезагрузить полицейскую реформу и остановить рост преступности. Но подобная оценка возможна не раньше чем через год.
Андрей Коболев
глава правления НАК “Нафтогаз Украины” и глава наблюдательного совета Укрнафты
92 000 грн в месяц*
Андрей Коболев в прошлом году получил в качестве зарплаты 1 104 504 грн. И он их в принципе отрабатывает. НАК “Нафтогаз Украины” он возглавил в конце марта 2014 года и за это время продемонстрировал неплохое умение управлять самым большим государственным активом. Главным его достижением на посту главы Нафтогаза можно назвать диверсификацию поставок газа в Украину. Благодаря запуску реверсных потоков из ЕС страна наконецто ликвидировала энергетическую зависимость от РФ и сэкономила $1,3 млрд по сравнению с ценой газа, рассчитанной по формуле “контракта Тимошенко”. Коболеву также удалось начать реформу корпоративного управления в Нафтогазе. В этом году в набсовет компании впервые были назначены иностранные менеджеры.
Хотя прошлый год компания завершила с убытком 25,1 млрд грн, по сравнению с 2014м убыток сократился в 3,6 раз.Финпоказатели улучшились благодаря унификации тарифов на газ для промышленности и населения, а также перехода на адресные субсидии малоимущим. В результате была разрушена многолетняя схема закупок у государства льготного газа для населения, который перенаправляли на нужды промышленных предприятий. И уже в этом году, после установления единой цены на импортный и отечественный газ, Коболев обещает вывести компанию в прибыль.
Впрочем, и нерешённых проблем у Коболева немало. Главные — это суд с Газпромом по пункту “бери или плати”, передача газотранспортной системы в консорциум с участием международных структур и остановка проекта строительства россиянами газопровода “Северный поток 2”, реализация которого приведёт к прекращению транзита российского газа через Украину.
Назар Холодницкий
руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры
80 000 грн в месяц
На должности первого заместителя прокурора Автономной Республики Крым, которую Назар Холодницкий занимал до конца 2015 года, он зарабатывал около 27 тыс. грн в месяц. За руководство Специализированной антикоррупционной прокуратурой, по словам Холодницкого, он получает около 80 тыс. грн.
Основная функция антикоррупционной прокуратуры — надзор за соблюдением законности при проведении оперативнорозыскной деятельности и предварительного расследования Национальным антикоррупционным бюро Украины. Кроме этого, она должна поддерживать государственное обвинение в соответствующих производствах и представлять интересы граждан или государства в суде в случаях, связанных с коррупционными правонарушениями.
Глава САП находится в прямом подчинении у генпрокурора. Будет ли Холодницкий помогать главе НАБУ Артёму Сытнику и его детективам бороться с коррупцией, или станет, подобно эксгенпрокурору Виктору Шокину, защитником “несправедливо обвинённых” коррупционеров? Полгода, в течение которых глава САП занимает должность, слишком короткий срок, чтобы ответить на этот вопрос.
Артём Сытник
директор Национального антикоррупционного бюро Украины
70 000 грн в месяц
Бывший начальник следствия прокуратуры Киевской области Артём Сытник возглавляет НАБУ с апреля 2015го. Задача бюро — выявление коррупционных преступлений высоких чиновников и негосударственных служащих. Бюро подследственны премьерминистр и члены правительства, а также государственные служащие первойвторой категории, губернаторы и их заместители. Кроме того — все судьи, начиная с районного и заканчивая главой Конституционного суда. НАБУ частично заработало только 1 октября прошлого года, когда 70 детективов, отобранных в результате открытого конкурса, вышли на работу, а полноценно — лишь после 30 ноября, когда был назначен глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), которая осуществляет надзор за деятельностью бюро.
С декабря прошлого года по июнь нынешнего НАБУ открыла 148 дел, отправив 35 уведомлений о подозрении и составив обвинительные акты относительно 19 лиц. Также детективы антикоррупционного бюро направили в суд дела, касающиеся восьми судей. Но всё это мелкая коррупция. В масштабах страны — довольно скромные результаты работы НАБУ за первый год деятельности. По большому счёту, пока в свой актив Артём Сытник может записать лишь “газовое дело”, в котором фигурирует народный депутат, эксрегионал Александр Онищенко. Дело тянет на 3 млрд грн злоупотреблений. Но это ещё надо будет доказать в суде.
Недавно в рамках “газового дела” суд арестовал 10 подозреваемых, назначив за них залог, общая сумма которого превышает 1 млрд грн. Интересно, что представители антикоррупционной прокуратуры уже заявили, что в ближайшее время оспорят по крайней мере два постановления суда, “поскольку суммы залога, назначенные судом, не соразмерны причинённому ущербу”. То есть существует риск повторения дела “бриллиантовых прокуроров”, которых сразу после их задержания начала выгораживать Генпрокуратура. И громкое дело в очередной раз может закончиться пшиком.