Бои, вспыхнувшие между азербайджанской и армянской армиями в первых числах апреля, оказались самыми масштабными и ожесточенными с 1994 года, когда в Бишкеке был подписан протокол о прекращении огня.
Подвести военные итоги последних боев в Карабахе Азербайджанская служба Би-би-си попросила Александра Меликишвили, старшего аналитика исследовательской корпорации IHS в Вашингтоне.
Би-би-си: Как вы оцениваетe с военной точки зрения результаты четырехдневных боев между Азербайджаном и Арменией на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе?
Алекс Меликишвили: Хотя ситуация по прежнему изменчива и пока рано подводить итоги, но можно сказать что боевые действия на линии соприкосновения привели к очень незначительным территориальным продвижениям азербайджанских вооруженных сил в Мардакертском районе самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики.
Из зоны конфликта приходит противоречивая информация, и по понятным причинам обе стороны заинтересованы в преувеличении или, наоборот, умышленном недооценивании достигнутых результатов.
Так или иначе, азербайджанские вооруженные силы смогли прорвать эшелонированную и укрепленную линию обороны армии обороны (АО) НКР на некоторых участках.
Об этом свидетельствуют фото- и видеоматериалы, выложенные в социальных сетях, в которых показаны забетонированные траншеи и другие фортификационные сооружения АО НКР.
Можно предполагать с определенной уверенностью что на данный момент одним из главных приоритетов министерства обороны Азербайджана станет удержание той территории, которую удалось отбить в боях.
Би-би-си: Как вы оцениваете боеспособность армий каждой из сторон исходя из того, что известно об их действиях из новостей?
A.M.: Азербайджанские военные формирования в первый раз продемонстрировали свои способности в проведении наступательных операций с комбинированным использованием средств уничтожения противника.
Другими словами, использовались беспилотные летательные аппараты, дальнобойная артиллерия, авиация, танки и системы залпового огня.
Ни для кого не секрет что военный арсенал Азербайджана превосходит вооружения АО НКР и армянских вооруженных сил.
В то же самое время, судя по поступающей информации, Армения перебросила в НКР как дальнобойную артиллерию, так и системы залпового огня и ракетные комплексы малой дальности “Эльбрус”.
То есть в случае дальнейшей эскалации вполне возможно представить их использование, что приведет к большим потерям на азербайджанской стороне.
Би-би-си: В чем вы видите уроки произошедшего и роль России?
A.M.: Пожалуй главный урок состоит в том что не существует по-настоящему “замороженных конфликтов” на постсоветском пространстве. Каждый подобный конфликт может в один прекрасный день “разморозиться”.
В контексте Карабаха, конечно, отсутствие какого-либо прогресса в мирном решении конфликта на протяжении последних двадцати с лишним лет можно считать одним из главных дестабилизирующих факторов.
Приобретение новейших вооружений Азербайджаном также повлияло на баланс сил. В этом отношении следует отметить роль России, которая поставляла и поставляет вооружение обеим сторонам и таким образом подливает масла в огонь.
Установленное 5-го апреля перемирие соблюдается с периодическими нарушениями, но по крайней мере интенсивность боевых действий снизилась.
Будем надеяться, что активизация Германии, которая председательствует в ОБСЕ, и, что самое главное, интенсификация российской дипломатии приведут к скорейшей стабилизации ситуации в Карабахе.