В ООН разгорелся крупный коррупционный скандал. Бывший председатель 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и бывший постоянный представитель Антигуа и Барбуды при ООН Джон Эш арестован по подозрению во взяточничестве. Некоторые СМИ поспешили обвинить ООН в том, что в ней процветает коррупция.
За комментарием Радио ООН обратилось к Исполнительному директору Управления ООН по вопросам правосудия (в отставке), кандидату юридических наук Андрею Дмитриевичу Терехову.
AТ: Да, действительно, Председатель Генеральной Ассамблеи ООН, бывший Постоянный Представитель Антигуа и Барбуды при ООН Джон Эш был недавно арестован правоохранительными органами США. Он обвинён в серьезной коррупции. По мнению правоохранительных органов США, он получил взятки примерно на один миллион триста тысяч долларов США. Он обвиняется в том, что занимался лоббированием интересов китайского бизнесмена, господина Сэна, который хотел построить для ООН конференц-центр в Макао. В обмен на эти финансовые услуги, господин Эш предоставлял генсеку ООН документы, доказывающие якобы необходимость такого строительства. Кроме того, Эша подозревают в получении более 800 тысяч долларов от китайских бизнесменов, чтобы лоббировать их интересы в ООН. Действительно, история достаточно неприятная, скандальная. Бесспорно, этот случай бросает тень на репутацию Организации Объединенных Наций. Надо сказать, что Генеральный секретарь ООН, как только узнал об этом событии, выразил свое осуждение и шок, и позиция Организации в отношении такого рода событий однозначна: Они осуждаются, они несовместимы с ООН.
Но следует все-таки отметить, что Господин Эш не являлся сотрудником Организации, он не был нанят на работу Генеральным секретарем ООН, он был избран государствами-членами ООН на должность Председателя 68-ой сессии Генеральной Ассамблеи, поэтому в какой-то степени пятно ложится на всех тех, кто голосовал за его кандидатуру. Это, разумеется, не снимает того, что репутация ООН оказалась подмочена, но возлагать какую-то ответственность только на Организацию или на ее Генерального секретаря было бы несправедливо.
Радио ООН: Как известно, представители государств ООН и сами сотрудники Организации обладают привилегиями и иммунитетами, в том числе иммунитетом от уголовного преследования. Как соотносится наличие такого иммунитета с предъявлением уголовного обвинения Джону Эшу?
АТ: перед тем как отвечать конкретно на этот вопрос, позвольте мне очень коротко рассказать, что такое привилегии, иммунитеты ООН. Статья 105 Устава Организации Объединённых Наций устанавливает, что ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее цели. Пункт второй этой Статьи указывает, что представители членов Организации и ее должностные лица (сотрудники) также пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
Может возникнуть вопрос: «А для чего, собственно говоря, нужны привилегии и иммунитеты?» Ответ достаточно прост. Когда создается международная организация, тем более такая универсальная, как ООН, работающая практически во всех государствах, и сотрудники которой работают в очень многих государствах, а также совершают служебные поездки, необходимо создать им такие условия, чтобы Организация могла выполнять возложенные на нее задачи, выполнять свой мандат. Ни для кого не секрет, что ООН занимается порой очень сложными, важными, политически острыми вопросами, и зачастую ее деятельность противоречит интересам могущественных игроков на международной арене. И если бы ее сотрудники и сама Организация не были защищены от возможных акций недружественного характера, в том числе судебного преследования, то возникал бы риск, что ее работа оказалась бы подорванной, и ее невозможно было бы выполнять в соответствии с Уставом ООН. Поэтому при создании ООН было установлено, что необходимо наделить людей, работающих в Организации или при Организации, как представителей государств, соответствующими привилегиями и иммунитетами. Привилегии и иммунитеты были установлены в специальной Конвенции – это Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН была заключена в 1946 году. Но следует отметить, что в самой Конвенции прямо указывается, что привилегии и иммунитеты предоставляются, я цитирую, «не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Объединенных Нациях». Поэтому Генеральный секретарь и государства-члены не только имеют право, но и обязаны отказаться от иммунитета своего представителя или сотрудника в каждом случае, когда иммунитет препятствует отправлению правосудия. Если говорить обычными словами, то привилегированное положение, в котором находится представитель государства, работающий при ООН, и сотрудники, необходимо для того, чтобы защитить от возможных несанкционированных нападок со стороны каких-то третьих сил. Но это не значит, что они могут прикрываться своими привилегиями и иммунитетом для того, чтобы совершать какие-то неправомерные действия.
Что касается господина Эша, то он, как Постоянные представитель своей страны при ООН, обладал иммунитетом от уголовного преследования. Я не знаком с деталями его дела, но предполагаю, что, когда возник вопрос о его уголовном преследовании, то американские правоохранительные органы обратились к властям Антигуа и Барбуды с просьбой снять привилегии и иммунитеты с г-на Эша с тем, чтобы его можно было преследовать уголовным порядком за преступления, которые, как предполагается, он совершил. И в результате этого привилегии и иммунитеты были сняты, и состоялся его арест.