Сегодня Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении ответственности военнослужащих, предоставлении командирам дополнительных прав и возложении обязанностей в особый период». В аннотации к закону сказано, что этот законодательный акт возлагает на командиров обязанность принимать решительные меры по прекращению совершения уголовного правонарушения подчиненными и восстановлению правопорядка.
Закон также вводит административную ответственность за совершение военных административных правонарушений. В частности, введена ответственность за отказ от выполнения законных требований командира (начальника), небрежное отношение к военной службе, нарушение правил несения боевого дежурства, нарушение правил несения пограничной службы, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков военнослужащими. Командирам предоставлено право составлять административные протоколы.
Закон решает вопрос отбывания наказания в дисциплинарном батальоне военнослужащими военной службы по контракту и призванными во время мобилизации.
Соответствующие изменения внесены в Уголовный кодекс, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс, Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и часовой служб Вооруженных Сил Украины и Закон «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Все это так, но есть несколько «но». В частности, очень скептический вывод Главного юридического управления Верховной Рады относительно большинства предлагаемых нововведений, изложенных в законопроекте. И нужно сказать, что часть профессиональных юридических замечаний законодатели учли, поскольку сегодня этот проект был проголосован уже во втором чтении, с внесенными в него изменениями. Однако в нем осталась норма, которая легализует не только рукоприкладство в армии, но и позволяет военачальникам стрелять в своих подчиненных.
Цитируем:
“221. Командир (начальник) в умовах особливого періоду, в тому числі в умовах воєнного стану чи бойовій обстановці, з метою затримання військовослужбовця, який вчиняє діяння, що підпадає під ознаки злочину, пов’язаного з непокорою, опором чи погрозою начальнику, застосуванням насильства, самовільним залишенням бойових позицій та визначених місць дислокації військових частин (підрозділів) у районах виконання бойових завдань, має право особисто застосовувати заходи фізичного впливу без спричинення ушкодження здоров’ю військовослужбовця та спеціальні засоби, достатні для припинення протиправних дій.
У бойовій обстановці командир (начальник) може застосувати зброю чи віддати підлеглим наказ про її застосування, якщо в інший спосіб неможливо припинити правопорушення, при цьому не заподіюючи смерті військовослужбовцю.
У разі якщо дозволяють обставини, командир (начальник) перед застосуванням заходів фізичного впливу, спеціальних засобів або зброї повинен голосом чи пострілом угору попередити про це особу, проти якої можуть бути застосовані такі заходи”.
Иными словами, командирам разрешили «убивать не насмерть», то есть, стрелять по ногам или иным не жизненноважным частям тела бойцов, которые, по субъективному мнению начальников, не туда побежали. Впрочем, командиру самому и «мараться» не надо, можно обязать своих подчиненных стрелять по дезертирам.
«За» проголосовало 260 депутатов. Если Президент подпишет этот Закон, он будет самым людоедским за всю историю независимой Украины.