Стремительно нарастает всеукраинский общественный резонанс вокруг слов главы Николаевской облгосадминистрации Виталия Кима о войне на Донбассе.
Виталий Ким заявил, что боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей Украины с юридической точки зрения можно назвать гражданской войной, но фактически сегодня между Россией и Украиной идёт война.
Скандальное заявление было сделано для местного издания “Шиповник“. Издание утверждает, что нашло в соцсетях дискуссию 2014 года, в которой нынешний губернатор Николаевской области написал, что на Донбассе «украинцы убивают украинцев», но с разными мотивами.
— Я писал это в контексте того, что оружие в руках украинцев и украинцев. Просто мотивация у них разная. Кто-то отстаивает российские интересы, а кто-то украинские. Гражданство Украины, на тот момент, было у обоих. Война сейчас происходит. Де-юре – гражданская война, но де-факто – российская агрессия. То есть, они руководят нашими гражданами, которых мы ждем обратно. Когда власть в России сменится, тогда наши граждане к нам вернутся, – сказал Виталий Ким.
На такое заявление многие СМИ отреагировали заголовками в стиле “николаевский губернатор назвал войну на Донбассе гражданской”.
Советник главы облгосадминистрации по медиаполитике Виктория Олейник отреагировала на ситуацию постом в Facebook.
– Но в этой конкретной ситуации речь идёт о вопросе, в котором не может быть недосказанностей. Вопросе, который касается тысячей жизней и судеб, – пишет Олейник.
И тут же акцентирует внимание на кликбейте и погоне СМИ за трафиком. “Как говорится, политику и кликбейт никто не отменял. В такое время живём”, – пишет она.
Комментарий ИншеТВ:
Скандал спровоцировали слова николаевского губернатора “де-юре-гражданская война”. “Гражданская война в Украине” – это, безусловно, российский нарратив.
Во многих международных организациях существует консенсус, что конфликт в Украине имеет сложный характер и является одновременно «международным» и «не-международным».
При этом, кто является второй стороной международного конфликта – сомнений нет.
О российской агрессии в Украине говорит государство Украина, Парламентская Ассамблея Совета Европы и ООН.
Впервые официально Украина назвала Россию агрессором в официальном обращении Верховной Рады к Генеральной Ассамблее ООН, Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской Ассамблее НАТО, ОБСЕ и парламентам мира о признании Российской Федерации государством-агрессором.
Это зафиксировано, также в законе Украины “Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях”, принятом в 2018 году.
“Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории”, – говорится уже в преамбуле документа.
ПАСЕ в целом ряде своих резолюций 2014-2016 года прямо признает вторжение регулярных российских войск на территорию Украины, в Крым и на Донбасс (например, резолюция от 02.10.2014 г., от 27.01.2015 г., 10.04.2015 г., 12.10.2016 г.).
Генеральная ассамблея ООН дважды, в 2014 и 2016 году, признала оккупацию Россией территории Крыма, а Россия названа государством-оккупантом.
Наконец, позиция Украины в исках к России в Международном суде ООН, Европейском суде по правам человека, Международном уголовном суде, международных арбитражах на уровне экономических субъектов основывается на международном признании российской агрессии.
При этом Международный уголовный суд в своем предварительном докладе по иску Украины к РФ пишет, что Украина переживает «немеждународный вооруженный конфликт» (параграф 168) и «международный вооруженный конфликт… параллельно с немеждународным вооруженным конфликтом» (параграф 169).
С учетом всего этого, назвать войну на Донбассе “де-юре гражданской” для высокопоставленного государственного служащего, как минимум, грубая ошибка.