Конфликт между Украиной и Россией в Черном море стал топ-темой и для иностранной прессы.
Зарубежные издания описывают позиции сторон и реакцию их правительств на произошедшее.
Корреспондент.net собрал самые интересные публикации.
Недостаточная реакция Трампа – The Washington Post
“Новая агрессия России в отношении Украины демонстрирует, среди прочего, как мало Владимир Путин беспокоится об ответной реакции разделенной Европы или американского правительства во главе с президентом Трампом, – пишет редакция американской газеты The Washington Post.
Следует признать, что большинство западных правительств встали на сторону Украины и некоторые отреагировали жестко. “Однако Путина может удовлетворить только ответ Трампа, который так и не выступил с прямым упреком в адрес России”, – говорится в публикации.
“Подобная реакция далека от адекватной, – считает издание. – США должны решительно двигаться в направлении сдерживания дальнейшей агрессии со стороны России. Российским портам в регионе можно пригрозить санкциями. На Украину следует поставить противокорабельные ракеты, которые позволят ей лучше защищать себя”.
“Как минимум, путинская агрессия должна повлиять на тот прием, который ему окажет Трамп на саммите G20 в Буэнос-Айресе”, – полагает редакция: Трамп может отказаться от встречи с Путиным или напомнить ему о неприемлемости “нападения на Украину”.
“Если этого не будет сделано, это просто укрепит Путина в его очевидной убежденности, что дальнейшая агрессия против Украины не будет стоить ему ничего со стороны нынешнего американского президента”, – полагают в The Washington Post.
НАТО не поможет – Neue Zürcher Zeitung
“Вооруженное столкновение между Украиной и Россией у берегов Крыма таит в себе опасность эскалации. Для того чтобы поставить Москву на место, нужен Запад – однако возможности ограничены”, – пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung .
Украина в военном смысле может мало что противопоставить превосходству Москвы, констатируют журналисты.
“Хотя она и может рассчитывать на моральную солидарность сообщества государств, прямая военная поддержка со стороны стран НАТО иллюзорна. Слишком велик риск неконтролируемой эскалации и слишком сильна позиция России. Азовское море сегодня фактически является российским”, – отмечает издание.
Москва, кажется, намерена использовать Крым в качестве “авианосца”, чтобы распространить свою власть на обширную часть моря. Здесь НАТО должно решительнее поддержать украинцев с помощью усиленного патрулирования и военной помощи.
Но прежде всего украинский конфликт должен снова подняться в списке политических приоритетов. Как показывает щекотливая ситуация в Черном море, неясность и неопределенность могут быстро разжечь огонь.
На руку и Путину, и Порошенко – Financial Times
По крайней мере, некоторое усиление напряженности на руку как президенту России Владимиру Путину, так и президенту Украины Петру Порошенко – как способ отвлечь внимание от внутренних проблем, – пишет редакция британской Financial Times.
Популярность российского лидера опустилась до самой нижней отметки с момента, предшествовавшего аннексии Россией Крыма в 2014 году. Тем временем Порошенко сильно отстает в опросах общественного мнения в своей собственной стране в преддверии президентских выборов в марте.
“Западные страны, как и в 2014 году, будут осторожны, остерегаясь военного столкновения с Россией, – отмечает редакция газеты. – Но они должны дать четко понять, что не готовы быть свидетелями того, как Россия, по сути, аннексирует Азовское море, как и Крым, и что введут новые жесткие санкции, если Москва не гарантирует свободный проход для украинских кораблей”.
Financial Times также называет последние события важным тестом для Трампа. Многие критики в Конгрессе и иных структурах с радостью возложат ответственность на Трампа, если Азовское море будет “потеряно” в пользу России” в течение его правления, резюмирует издание.
“Провокаторы” против “агрессоров” – Frankfurter Rundschau
После морского столкновения россияне и украинцы перекладывают ответственность друг на друга. Это может быть выгодно правителям обеих стран, пишет немецкое издание.
“Стратегическая цель России – продолжать дестабилизировать Украину”, – считает Алексей Мельник, эксперт по безопасности из Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова. “По его словам, даже маленькая победоносная морская война хорошо подходит для того, чтобы урегулировать падающую популярность Владимира Путина”, – передает Шолль.
На то, что эскалация выгодна и для коллеги Путина Порошенко, указывают не только российские наблюдатели. За четыре месяца до президентских выборов, которые пройдут в конце марта, его рейтинг составляет жалкие 10,3%.
Всех волнует рейтинг – Die Welt
События в Керченском проливе “могут быть на руку, как шефу Кремля, так и президенту Украины Петру Порошенко”, констатирует немецкая Die Welt .
Вернув украинскую тему на повестку дня, Путин, по всей видимости, надеется на всплеск воодушевления россиян, которое в 2014 году было связано с “возвращением” Крымского полуострова в состав России, но в последние годы поиссякло.
Рейтинг, однако, волнует не только Путина. В Украине 31 марта выбирают президента – шансы на победу действующего главы государства не слишком высоки, отмечают журналисты.
Может перерасти в нечто большее – Le Figaro
Инцидент не такой уж серьезный, поскольку нет ни погибших, ни судна, севшего на мель. Однако он способен перерасти в нечто гораздо большее. Он напоминает нам, насколько опасно позволять украинскому конфликту усугубляться. Аннексия Крыма в 2014 году не привела к жертвам. Однако две войны в Донбассе (летом 2014 года и в начале зимы 2015 года) между украинской армией и пророссийскими повстанцами Луганской и Донецкой областей (поддерживаемых подпольной интервенцией российских сил) привели к десяти тысячам погибших.
И в Москве, и в Киеве власти, судя по всему, стремятся к раскручиванию спирали национализма, пишет издание.
Исторически сложилось так, что в своей стратегической доктрине русские всегда видели в Украине буферную зону перед лицом аппетитов захватчиков, пришедших с Запада (поляков, шведов, французов, немцев), поясняет обозреватель. Украинцы движения Майдан, наоборот, стремятся к тому, чтобы их страна вступила в НАТО и ЕС.
Новый пик конфликта – Deutsche Welle
Конфликт между Киевом и Москвой достиг нового пика. Власти Украины ввели военное положение на значительной части территории страны.
Своим поведением Россия нарушает международное право, конвенцию по международному морскому праву и двусторонний договор с Украиной об использовании Азовского моря. Все эти соглашения предусматривают свободное движение судов, в том числе военных. Как и во время аннексии Крыма, и в своей поддержке сепаратистов в Донбассе, Кремль показывает вновь, что он игнорирует юридически обязательные для исполнения соглашения и ориентируется на политику силы.
Но почему украинский президент Петр Порошенко объявил о введении военного положения? С его помощью он хочет мобилизовать военнообязанных, усилить оборону страны и информационную безопасность. Но во время военного положения также могут быть ограничены и гражданские права, такие, как свобода собраний и мнений, или же может быть принят ряд принудительных экономических мер. Порошенко заверил, что этого не произойдет. Но многие украинцы встревожены. Потому что указ президента, который был одобрен депутатами парламента в понедельник вечером, во многом сформулирован расплывчато.
Ранее Алексей Савченко объяснил, что означает военное положение для области.
Напомним, Верховная Рада приняла закон о военном положении. В перечень областей попала и Николаевская.