Очередной громкий коррупционный скандал на короткое время вернул Николаев в топ новостей всех украинских СМИ.
Сумма хищений в миллион долларов, громкое задержание вице-мэра на венгерской границе, завышение цен на материалы в 3-15 раз. Это, конечно, очень скромно по сравнению с коррупционными скандалами в Укрзализныце, Госреестре или ГПЗКУ. Кстати, в последнем случае тоже отметился николаевский депутат.
Но для Николаева эти обвинения в хищениях на реконструкции центральной площади – событие незаурядное. Не уникальное, конечно, нет, но – заметное.
И если околополитическая тусовка обсуждает происходящее “в этих своих фейсбуках” очень живо, то реальный город внимания на скандал с Соборной площадью почти не обратил.
Вряд ли стоит упрекать наших горожан в равнодушии. Совсем недавно николаевцам показали бесславный и тихий финал истории с арестом и судом вице-губернатора, Героя Украины Николая Романчука.
А ведь до того также потухли скандалы о взятке губернатору от директора аэропорта и самоубийстве Волошина. Дело “ОПГ Титова-Мультка”. Покушение на него. “Маргариновый” скандал. Импичмент Николаевского городского головы Сенкевича и его триумфальное возвращение, наконец. Последнее, кстати, единственное было реальным прецедентом в национальном масштабе.
Для Николаева история о площади, безусловно, важна. Не оглашенными цифрами хищений, нет. Скорее тем, что детективы НАБУ бьют не просто по площади. Удар пришелся по знамени, символу и едва ли не единственному зримому успеху перемен Сенкевича в городе.
Да, критиков новой концепции центральной площади в Николаеве хватает, как и цена ее реконструкции всегда вызывала сомнения.
Но и давайте будем честны: на последнем концерте площадь собрала рекордное количество горожан. Соборная никогда не была так многолюдна в будни, как сейчас, когда родители специально ведут туда своих детей “на фонтаны”. И они не знают и не хотят знать, насколько грязна и опасна для здоровья вода этих фонтанов. И плевать населению, что юридически она не введена в эксплуатацию.
И вот теперь возникла угрожающая перспектива, что площадь из победы станет символом хищений и поражения.
Последнее очень важно для того тесного круга, который охватывает чиновников-депутатов и других крупных пользователей городского бюджета.
Все в городе знают, как легко Александр Сенкевич прощается со своими соратниками. Но ни у кого из них, оставшихся на обочинах жизненного пути нашего мэра, не было с ним таких тесных и доверительных отношений, как у Сергея Коренева. Не случайно же на той пресловутой венгерской границе Коренев был вместе с Сенкевичем.
Как так вышло, что бывший директор луцкой картонной фабрики стал и доверенным лицом, и другом Александра Федоровича? Фабрика, кстати, принадлежит бывшему николаевцу, Николаю Лобову, еще памятному старожилам местного бомонда соратнику Олега Богомаза.
При этом сложно сравнивать Коренева, как специалиста в ЖКХ и знатока городского хозяйства, с его предшественниками Гайдаржи и тем более Катаной.
Вопрос формулируется просто: сдаст или нет? Пока он, напротив, активно защищает соратника. Потому что друг? Потому что поражение на площади слишком сильно ударит по самому мэру? Ну, не потому же, что от Коренева зависит, останется ли Александр Федорович только свидетелем в этом деле, правда же?
Есть, конечно, еще один вариант: мэр действительно верит, что претензии НАБУ беспочвенны.
И суммы “кэшбека” в переписке, это – действительно деловой жаргон, а не откаты. И указания участников схемы друг другу, как стирать переписку в Viber – это не попытка скрыть улики. И мэр действительно верит, что онлайн-камера на площади гарантирует отсутствие завышения цен на материалы. И вал уголовных дел по ремонтам Департамента ЖКХ – это вина только нечистоплотных исполнителей.
Кстати, об исполнителях. Есть еще одна сторона вчерашнего публичного оглашения выдержек из переписок по реконструкции Соборной.
В юридическом документе зафиксирована реальная практика того, как работает наш бизнес и чиновничество с бюджетом. Все процедуры ProZorro и требования закона о госзакупках – всего лишь препятствия, которые давно научились обходить. Никакой независимости тендерного комитета. Основные цены и расходы согласовываются задолго до объявления тендера. Все знают об оптимизации … расходов. Победителей определяет не аукцион, а тщательная работа с пакетом документов.
И в соцсетях уже вполне патриотичные и успешные николаевцы открыто недоумевают: да чего хочет прокуратура, причем тут закон, все делают это! Даже не так: все правильные руководители делают это!
Если принять во внимание арифметические расчеты прокуроров, то зафиксирована норма “административной ренты” на николаевских тендерах: 27 миллионов из 77, то есть 35%. Не старорежимные 5%, даже не 10% и не 20%. Треть от общей суммы тендера. И это только подтвержденные экспертизой цифры. Не случайно прокурор упомянул. что реальная сумма отката может быть даже выше реальной суммы затрат по проекту.
Ну, в бизнес-кругах давно кочует фраза, что николаевские чиновники “берут не по чину”, так что и это секрет Полишинеля.
Вот только слишком велика эта “рента” для депрессивного провинциального города, даже в условиях сегодняшней Украины. И уж точно не способствующая привлечению сюда, скажем так, созидательного бизнеса.
Будет ли прокурор Козачина успешнее своего бывшего коллеги Божило, и сумеет ли довести дело площади Соборной до реального приговора?
Сомневаюсь. Еще больше сомневаюсь, что наши чиновники и предприниматели, допущенные к бюджетному пирогу, вынесут урок изо всей этой площадной истории.
А нет, один урок точно усвоят: нужно учиться быстро чистить переписку в мессенджерах и память телефонов.
Попов Андрей
Как сообщало ИншеТВ, все трое арестованных судом фигурантов – Сергей Коренев, Александр Брыжатый и Марина Лозовенко – внесли залог и вышли из СИЗО. Александр Сенкевич после допроса в НАБУ заявил, что его заместителю Кореневу следствие приписывает то, о чем общались другие фигуранты дела.