Нечасто зал библиотеки им.Кропивницкого видит такой аншлаг. Пришедшие 26 января на презентацию книги николаевского киборга Александра Терещенко «Життя після 16:30» готовы были стоять, чтобы услышать автора. Впрочем, не только чтобы услышать. Зал вставал дважды –чтобы аплодисментами поприветствовать Александра, и чтобы почтить память погибших защитников Донецкого аэропорта.
Александр Терещенко – один из «киборгов». 15 октября 2014 года, спасая товарищей, он кинулся выбрасывать попавшую в помещение гранату, но не успел. Он полностью потерял правую руку и кисть левой руки, были повреждены лицо и глаз. Как это было, помнит только он и его побратимы. Мы же сегодня увидели видеокадры, как его вытаскивали тогда, сразу после. После 16.30.
– Чому я навмисно не писав про війну, і саме вибух цієї гранати, який, так би мовити, розколов моє життя навпіл. 16:30 – той час, який написали на мені моєю ж кров’ю, коли наклали на мене жгути, тому що жгути треба знімати через 2 години. І після 16:30 пішов зовсім інший відлік, зовсім інше життя, і це я намагався показати в книзі. Це роздуми філософські, як я намагаюсь справлятися і з тою же депресією, і з іншими своїми почуттями, коли ти не можеш щось робити руками, коли ти від когось залежиш. Тому така назва – «Життя після 16:30», – говорит Александр Терещенко.
Александр очень иронично относится к своему писательству и называет его «маячнею». К слову, у 38 новелл и заметок в книге, опубликованных ранее в Фейсбуке, нет отдельных названий – только слово «маячня» и номер. Но, как бы автор не самоиронизировал, в высокой художественности текстов, литературности, уверен «крестный отец» книги, главный редактор газеты «Вечерний Николаев» Владимир Пучков.
– Я вроде как редактор, но мне не пришлось редактировать, я был, скорее, корректором – исправлял запятые какие-то, тире переставлял, – рассказал Владимир Пучков.
– Словечки убирали некоторые, – добавил Александр Терещенко, и зал засмеялся.
– И это было самое трудное, кстати, – со смехом отвечал Владимир Пучков, – убрать реально существующие, но как-то неуместные в художественной литературе «словечки». Но я их не убрал! Я их заменил такими, что люди догадываются, что там на самом деле.
На премьере книги зал то взрывался смехом, чему немало способствовали юморные замечания виновника торжества, то замирал от почти физически ощущаемой боли, когда поздравлявшие Александра с выходом книги вспоминали о наиболее поразивших их образах. Так и «Житті після 16:30».
– На каждой четной странице я плакал, на каждой нечетной я смеялся. Даже если бы я не знал Сашу до того, такими же были бы мои эмоции, потому что это наилучшая книга о войне, которую я прочитал за последние годы, – сказал давний друг автора Юрий Любаров.
«Життя після 16:30» – это книга не о войне, хотя и о войне тоже, но больше это книга о жизни. О том, как научиться жить после того, что перенес автор. И она нужна людям. Один из побратимов – Олег Кравец – говорит, что Сашины заметки помогают ему обходиться без болеутоляющих. Еще один побратим – Илья Шполянский – почти сыграл одну из новелл книги, потому что уверен, что юмор, который есть в «Житті після 16:30», помогает преодолевать любые трудности. А еще один побратим – Юрий Степанец – откликнулся на призыв издателя Ирины Гудым и пообещал, что эта книга попадет в школы.
– Что касается пожеланий, чтобы эту книгу увидели школы, – я на себя это беру обязательно. В каждой библиотеке городской, которая стоит у нас на балансе, и в каждой школе будут обязательно твои книги, – сказал заместитель городского головы Юрий Степанец.
Остается добавить, что часть вырученных от продажи книги средств (20 грн.) пойдут на помощь тяжелобольным детям, и о том, сколько средств будет собрано, и как они будут потрачены, Александр Терещенко обязательно отчитается.
Как сообщало Інше ТВ, Николаевцам презентовали книгу о легендарном, но забытом англичанине Томасе Кобле