Жительница Николаева Ирина Дроботун с октября прошлого года живет без паспорта. Что это значит в нашей забюрократизированной жизни, знает каждый. А Ирина за это время родила ребенка и, помимо прочих сложностей беспаспортного существования, не может оформить на него материальную помощь. Причем, паспорт она не потеряла – его арестовали по решению суда. Семья Ирины считает, что причина всего – дедушкино наследство.
Итак, с чего все началось. У Ирины был дедушка. Он жил в Ингульском районе в однокомнатной квартире. В 2015 году дедушка написал завещание, а в следующем году умер. Однако еще при жизни успел прописать у себя внучку. Через полгода, то есть, в установленный законом срок, Ирина стала собирать документы для вступления в наследство. В том числе и справку о составе семьи из ЖЭКа, так называемую Форму №3.
Ирина пришла за этой справкой в КЖЭП «Зоря» на ул.Молодогвардейской, 57 б. Но паспортистка, которая и должна была выдать справку, заявила, что справки такой не выдаст, потому что, по ее мнению, прописка Ирины незаконная, а запись о прописке в паспорте – поддельная. Кроме того, как рассказал муж Ирины Николай, Зоя Николаевна Евтеенко, так зовут паспортистку, созвонилась с «начальником паспортного стола Ингульского района Еленой Владимировной Никитиной и та сказала, что это подсудное дело». Так и случилось.
Как сказано об этом в выписке из Единого реестра досудебных расследований, «06.10 2017 г. В Ингульский ОП ГУНП в Николаевской области поступило обращение начальника Ингульского РО в Николаеве УГМС Украины в Николаевской области Никитиной Е.В. относительно подделки документов гр.Дроботун И.В. о регистрации по адресу».
Все это для семьи Ирины стало полной неожиданностью и воспринималось, как дурной сон. Но дело о подделке документов возбудили, а оформление наследства, соответственно, застопорилось. Хотя при наличии завещания вообще не имеет значения, была там прописана внучка или нет – квартира приватизирована. Паспорт у Ирины забрали. Точнее, арестовали как вещественное доказательство по решению суда от 16.02.18 г.
Время шло, следствие в расследовании продвигаться не торопилось, следователь Алла Полищук ничего внятного по поводу перспектив сказать не могла, и муж Ирины решил обратиться к начальнику СО Ингульского ОП ГУНП в Николаевской области Сергею Николаевичу Зиборову.
– Я ему объяснил: вот такая ситуация, надо как-то из нее выходить. Он говорит: да-да, я понимаю, оставляйте мне все копии документов – завещания, техпаспорт на квартиру, две справки с разными датами из ЦНАПа о том, что жена прописана в дедушкиной квартире, в общем, весь пакет для оформления наследства, – рассказал Николай.
Параллельно он обратился к следователю Алле Полищук с просьбой отправить запрос в ЦНАП, который уже выдавал Ирине справки о прописке. – Отправляют они запрос в ЦНАП, и оттуда приходит ответ, что жена там не прописана! Тогда я беру эти две ранее выданные справки и иду в ЦНАП. Показываю им эти справки и их ответ полиции и спрашиваю: каким образом?! Они говорят: произошел сбой системы! Открываем журнал исходящих документов с номерами ранее выданных справок о прописке – в журнале все есть. Опять возвращаюсь к следователю, показываю эти записи – вот же они. Проведите выемку, или как у вас это называется, и все будет ясно. Нет, говорят, там нет ничего интересного, мы сейчас проведем экспертизу и дело закроем.
Напомним, Ирина все это время живет без паспорта.
Николай рассказал, что экспертиза печати подтвердила ее оригинальность, но следствие решило провести еще и подчерковедческую экспертизу, которая установила, что «запись вероятно сделана не тем лицом».
И снова тишина.
– Я тогда пошел в Департамент ЖКХ к юристам: объясните, в чем проблема, почему нам не дают эту справку в ЖЭКе? Юристы сказали, что по закону отказать нам в выдаче Формы №3 не имеют права, и снова отправили в КЖЭП «Зоря». Там юристы посмотрели все документы и выписки и обязали паспортистку выдать нам справку о составе семьи. Но паспорт-то все равно под арестом, а без паспорта наследство не оформишь. С октября прошлого года все это длится. В декабре жена родила, а мы даже помощь на ребенка оформить не можем. Старшей дочке полтора года, а без паспорта коммуникация с государством невозможна, потому что нет документа, который подтверждает личность. Я уже подъехал к начальнику райотдела, объяснил ситуацию. И он посоветовал делать новый паспорт, потому что арест со старого может снять только суд, а он никаких решений не принимает. Начальник райотдела при мне позвонил той же Никитиной, и она сказала: да, никаких проблем, пусть собирают документы и приходят для оформления паспорта.
Николай обрадовался и пришел.
– Прихожу к Никитиной, она говорит, что нужно, я беру все заверенные копии в следственном отделе и снова к ней. Она говорит, что копия решения не подходит, а нужна только из суда с мокрой печатью. Еду в суд, пишу заявление – через неделю мне выдали решение с мокрой печатью. Я опять к Никитиной. И она опять мне говорит, что нужна справка по Форме №3. Привожу из ЖЭКа эту справку. Она смотрит и говорит: ой, надо не Форму 3, а форму А. Я снова еду в ЖЭК, а паспортистка мне и говорит: вы знаете, я вам ничего не дам, мне позвонила Никитина и сказала вам ничего не выдавать.
Разговор с паспортисткой Николай записал на видео.
На записи хорошо слышно, какие распоряжения паспортистка получает от своей начальницы.
– Ничего им не давай, там все в шоке от того, что ты дала эту справку, – говорит начальник Ингульского РО в Николаеве УГМС Украины в Николаевской области Елена Никитина. Помимо пикантности самого записанного разговора, возникает закономерный вопрос, где это «там», и кто такие «все», которые вдруг в шоке от появления справки о составе семьи у законной наследницы?
Этот необъяснимый бег по круг изрядно вымотал семью. И если вначале Ирина и ее муж воспринимали все происходящее как издержки неповоротливой правоохранительной бюрократии, то с определенного момента они стали подозревать, что у всей этой волокиты есть вполне определенный умысел. Что если наследник долгое время не вступает в наследство, ЖЭК может обратиться в горисполком с просьбой принять «бесхозную» приватизированную квартиру опять в коммунальную собственность, а потом она достанется «кому надо». И что таких историй не одна и не две.
Абсурд? Казалось бы, да – при живых наследниках эта версия кажется малоправдоподобной. Но семья, которая почти год бегает по кругу, как белка в колесе, уверена, что это «колесо» кто-то умышленно раскручивает, чтобы тянуть время. И что в нашей жизни, полной абсурда, нет ничего невозможного.
С последним утверждением сложно не согласиться.