Как сообщало «Інше ТВ», сегодня, 13 ноября, состоялась пресс-конференция, посвященная открытию художественной выставки «Кинбурн – любовь моя!»-2.
На этой выставке не будет картин, повествующих о проблемах Кинбурнской косы, среди которых самой бросающейся в глаза является проблема мусора.
Но именно на этой пресс-конференции идейный вдохновитель художественного проекта «Кинбурн – любовь моя!», народный депутат Украины Андрей Вадатурский предложил всем вместе – экологам, журналистам, чиновникам, – обсудить проблемы Кинбурнской косы и попытаться нащупать концепцию спасения Кинбурна.
О проблемах Кинбурна лучше всего известно руководителю НПП «Білобережжя Святослава» Юрию Козловскому. По его словам, Кинбурн на сегодняшний момент подошел к пределу антропологической нагрузки: за туристический сезон коса может выдержать до 130 тыс.человек, в нынешнем же сезоне на ней побывало 110 тысяч туристов (около 60 тысяч отдохнули в палатках и кэмпингах, 50 тысяч – в частном секторе). Кроме того, налицо угроза застройки территории (если природа может «отдохнуть» от туристов и восстановиться, то застройка никуда не денется), разрушение экосистемы уплотнившимся движением автотранспорта повышенной проходимости (внедорожники и квадроциклы) и проблема отходов (не только твердых, а и жидких). Есть и еще одна проблема, о которой Юрий Козловский говорил вскользь – с момента создания НПП «Білобережжя Святослава» прошло уже 5 лет, а до сих пор границы парка не определены. Да, в Минэкологии рассматривается проект организации НПП, и это должно, наконец, поставить точку в этой проблеме.
Какой видит выход из сложившейся ситуации Юрий Козловский? По его мнению, надо отработать механизмы ограничения посещения туристами Кинбурнской косы (установить квоты на пребывание как в частном секторе, так и в кэмпингах), применить более жесткие ограничительные меры по автотранспорту (например, запретить движение автотранспорта за границами населенных пунктов, кроме транспорта, который будет перевозить туристов) и построить экологичную дорогу общего направления в 3 населенных пункта (остальные дороги закрыть), ввести мораторий на любой вид строительства «под туристов» (в том числе, и деревянных сооружений), а также комплексно решить проблему мусора (сортировка мусора, максимальная переработка на месте с использованием современных технологий, строительство локальных очистных сооружений).
Свое видение концепции спасения Кинбурна обрисовал и народный депутат Украины Андрей Вадатурский. На сегодняшний момент в министерских кругах витает идея полного запрета туристов на Кинбурнской косе, но сам нардеп не видит возможности ее реализовать. «Некоторые говорят, что надо ввести запрет на посещение Кинбурнской косы. Как это сделать? Автоматчиков поставить?», – спрашивает Андрей Вадатурский.
По мнению нардепа, запретами ничего не достигнешь. Но пришло время навести порядок на Кинбурне – вывести предоставляемые там услуги из «серой зоны», ограничить количество посещений, ограничить количество передвигающегося транспорта и совместно с органами местного самоуправления решить проблему с отходами.
Концепция Андрея Вадатурского пока еще носит схематический характер (она только разрабатывается, и нардеп предлагает всем желающим поучаствовать в ее разработке присылать свои предложения в общественную приемную), но общее направление было озвучено сегодня – оно созвучно с идеей главы правления ОО «Ассоциация лидеров туристического бизнеса» в Николаевской области Татьяны Чичкалюк: «Чтобы туристов стало меньше, но они платили дороже».
В частности, нардеп предлагает рассчитать допустимую антропологическую нагрузку на туристический сезон и, условно говоря, распределить туристов: определенное количество могут принять кэмпинги, определенное – официально зарегистрированные мини-отели или базы отдыха на Кинбурнской косе. Но путевки и в кэмпинги, и в мини-отели необходимо продавать на аукционах только зарегистрированным турагентствам. Другими словами, каждый человек на Кинбурне должен иметь основание там находиться: местный житель – потому что он там живет, турист – потому что он там отдыхает по купленной в турагентстве путевке. Тогда и качество услуг будет выше, и стоить они будут дороже, и туристов будет меньше.
Помимо этого, будут созданы легальные рабочие места для местного населения, и не только в мини-отелях, а и в транспортной сфере. Нардеп Андрей Вадатурский предлагает перекрыть въезд на Кинбурн шлагбаумом, а на самой косе создать коммунальное предприятие, которое будет заниматься перевозками туристов – тогда и цены никто «задирать» не будет, и спросить в случае чего будет с кого.
От такой легализации будет польза всем, в том числе и местному самоуправлению, у которого появятся средства на решение разных проблем, в том числе – и на решение проблем с отходами, как твердыми, так и жидкими.
Нельзя сказать, что озвученное нардепом было встречено участниками пресс-конференции с восторгом. Журналисты указывали на то, что нынешнее обсуждение нерепрезентативно – отсутствуют местные жители, а без них их судьбу решать неправильно. Кроме того, говорилось и о том, что Кинбурн многие ценят за бюджетный отдых, а при таком подходе о недорогом отдыхе стоит забыть. Также при введении ограничений, например, по наземному транспорту как раз и существует опасность искусственного повышения цен – альтернативы же не будет. А некоторые участники дискуссии просили определиться в отношении к Кинбурну: если воспринимать его как уникальный природный объект, то путь спасения должен быть один, а если как туристический – то другой.
Не быть такими скептичными призывал участников дискуссии эколог Олег Деркач, настаивая на том, что ограничение посещения Кинбурна просто необходимо, если мы хотим спасти эти «Багамы Николаевщины». О необходимости ограничения антропологической нагрузки на косу говорил и начальник областного управления экологии Дмитрий Мац, возлагающий большие надежды на принятие Проекта организации территории Кинбурнской косы, который «должен стать ключевым в развитии Кинбурнской косы, основой жизни Кинбурна».
Но в любом случае проблемы косы назрели уже давно. Конечно, можно закрыть на них глаза, и еще пару лет Кинбурн протянет. А потом грянет катастрофа, и пенять будет не на кого – в этом случае совершенно справедливо будет сказать, что «этот день мы приближали, как могли».