Глава САП Назар Холодницкий опроверг слухи о намерении подать в отставку. Вместе с директором НАБУ Артемом Сытником он посетил Брюссель. НАБУ в ЕС хвалили, но власть Украины в целом критиковали, притом резко.
Пока в Украине обсуждали слухи о якобы конфликте между директором НАБУ Артемом Сытником и руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назаром Холодницким и якобы возможной отставке последнего, в Брюсселе готовились предметно обсуждать достижения и проблемы борьбы с коррупцией в Украине – с обоими руководителями антикоррупционных органов в Киеве, сообщает DW.
Впрочем? журналисты вопрос “конфликта”, о котором писали украинские СМИ, обойти не могли. Директор НАБУ от прямого ответа ушел.
“К сожалению, специфика медийного пространства в Украине такова, что, не имея никакого официального комментария от уполномоченных органов, журналисты пишут такое, что, честно говоря, фантастический роман просто отдыхает”, – сказал от на мероприятии, организованном аналитическим центром EPC, который состоялся в помещении миссии Канады при ЕС вечером 21 марта.
Сытник только подлил масла в огонь, предложив спросить самого прокурора, “что он там нашел в своем кабинете”. Когда журналисты попросили дать четкий ответ, Сытник начал раздражаться и сказал, что, мол, не имеет “ни возможности, ни, пожалуй, морального права” комментировать “эти провокационные статьи и заявления определенных безответственных журналистов”.
Холодницкий, выступая в четверг, 22 марта, на одном из мероприятий в Европарламенте, тоже вспомнил “медийную кампанию” вокруг этой истории, но от прямых ответов не уходил. По его словам, если кто-то хотел таким образом заставить уйти в отставку, то этого “не дождется”. “Я уйду в отставку тогда, когда решу”, – подчеркнул Холодницкий в интервью DW.
Ранее в сообщениях украинских СМИ утверждалось, что НАБУ организовало прослушивания кабинета руководителя САП с разрешения суда. Холодницкий подтвердил обнаружение устройства, однако уточнил, что не знает, кому оно принадлежит. Относительно слухов о конфликте с Сытником он сказал, что есть только рабочие моменты, когда прокуроры требуют от детективов НАБУ что-то доработать. “Никаких конфликтов нет”, – заявил Холодницкий.
В итоге, чтобы подтвердить отсутствие конфликтов, Сытник и Холодницкий перед камерами пожали друг другу руки.
В Брюсселе, тем не менее, публичные баталии между различными украинскими государственными структурами – ГПУ, СБУ и НАБУ, не остаются незамеченными. “На самом деле очень часто международное сообщество смотрит с отвисшей челюстью на взаимные обвинения между правоохранительными органами и антикоррупционными агентствами (Украины. – Ред.)”, – говорит собеседник DW в Еврокомиссии, который не хочет называть свое имя, и добавляет, что понять это очень трудно.
Но публично официальные представители ЕС в целом активно хвалили НАБУ. “НАБУ делает очень важную работу в очень сложных обстоятельствах”, – заявил в четверг еврокомиссар по вопросам политики соседства Йоханнес Хан (Johannes Hahn). Такое же мнение высказал накануне и член группы поддержки Украины в Еврокомиссии Франк Пауль (Frank Paul): “НАБУ – это агентство, которое работает, и работает, по нашему мнению, очень успешно”.
И хотя в Брюсселе часто повторяют, что Украина за последние четыре года достигла куда большего, чем за предыдущие более 20 лет, евродепутат Ребекка Хармс (Rebecca Harms), которая была среди организаторов мероприятия, посвященного Украине, отметила, что важно в равной степени говорить как об успехах на примере НАБУ или “Нафтогаза Украины”, который недавно выиграл Стокгольмский арбитраж в споре с “Газпромом”, так и о проблемах. “Наши избиратели ожидают от нас, что мы не будем закрывать глаза, когда успехи отсутствуют”, – отметила политик из Германии в беседе с DW.
Йоханнес Хан главным беспокойством назвал то, что в Украине до сих пор нет ни одного судебного приговора по высокопоставленным лицам по итогам расследований, проводимых НАБУ. Поэтому он призвал создать Высший антикоррупционный суд в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. “Это одно из условий для дальнейшей финансовой поддержки со стороны МВФ. Я в постоянном и тесном контакте с МВФ и другими финансовыми институтами и я могу вас заверить, что терпение, мягко говоря, исчерпывается”, – подчеркнул еврокомиссар.
В Брюсселе неоднократно упоминали о прошлогодних событиях вокруг НАБУ, в частности, появление в Раде законопроекта, цель которого существенно облегчить увольнении директора Бюро.
Сытник уверен, что это были не последние события, “направленные на уничтожение антикоррупционных органов”. Но он так воспроизводит последовательность событий: ранее представители украинской политической элиты утверждали, что антикоррупционный суд не нужен. “И в конце октября вместо того, чтобы создавать эту организацию, власти решили уничтожить НАБУ, – отметил Сытник. – Но все мировое сообщество тогда сделала очень жесткие месседжи украинской власти”. Поэтому как следствие, по его словам, появился законопроект об антикоррупционном суд. В то же время и Холодницкий, и Сытник ожидают, что антикоррупционный суд, в лучшем случае, сможет начать рассматривать дела не раньше февраля 2019 года.
По словам Ребекки Хармс, она раздражена тем, что принятие закона об антикоррупционном суд в Раде фактически не продвигается. Как она, так и ее коллега Дариуш Росати, входят в группу так называемых “друзей Украины” в Европарламенте. В четверг они не сдерживали критики в адрес Киева.
“Мы уже ждем создания антикоррупционного суда год и услышали сегодня, что это будет продолжаться еще год. Мое впечатление, что есть недостаток решимости в вопросе борьбы с коррупцией”, – отметил Росати, который является сопредседателем парламентского комитета ассоциации ЕС-Украина. Он подытожил, что ЕС в целом может жить рядом с Украиной, охваченной коррупцией, но это в первую очередь в интересах Украины – побороть коррупцию. И поэтому он хотел бы видеть искренность со стороны украинской власти в этом вопросе.
Ранее высокий представитель Европейского Союза Федерика Могерини призвала власти усилить борьбу с коррупцией.
“Все еще необходимо принять некоторые важные законы в рамках Соглашения об ассоциации. Работу необходимо удвоить в важнейших областях”, – сказала Могерини