Несмотря на то, что боевые действия все еще продолжаются, Украина и ее западные партнеры начинают взвешивать варианты послевоенного восстановления. Запад, вероятно, проявит щедрость, а также некоторые (арестованные – прим.ред) российские финансовые активы могут быть привлечены. Главный вклад Украины — ее талантливая рабочая сила и частный сектор — мог бы внести наибольший вклад, если бы были проведены долго откладывавшиеся реформы.
Условием для этого является обуздание коррупции и завершение тех непопулярных реформ, на которых давно настаивал МВФ. Такое мнение высказали трое экспертов RAND Corporation, одного из крупнейших аналитических центров США, связанного с Пентагоном.
Опыт (послевоенной – прим.ред) реконструкции в других странах может дать понимание. Прозрачность была ключевым фактором в Боснии и Герцеговине . Реформа сельскохозяйственных угодий и образование помогли экономике Южной Кореи взлететь после разрушительной войны. В Европе после Второй мировой войны восстановление промышленности, предоставление финансирования для устранения узких мест в производстве и либерализация торговли стимулировали значительный рост. Это один из факторов, которые могут подстегнуть восстановление в Украине.
Понимание проблемы реконструкции имеет жизненно важное значение. Бывший министр финансов Украины Наталья Яресько , которая позже возглавила совет финансового надзора Пуэрто-Рико после разрушительного урагана, подчеркивает, что первым шагом является документирование и оценка ущерба . Правительство Украины разрабатывает процедуры оценки стоимости ущерба . КМУ и Киевская школа экономики запустили сайт для сбора и проверки данных. Любой желающий может загрузить информацию, которую проверяют специалисты KSE. Украинцы могут сообщать о порче личного имущества через правительственное приложение «Дія» .
В некоторых областях реконструкция дает возможность продвинуться вперед. В ней могут быть использованы современные строительные материалы и энергосберегающие технологии. Большинство сооружений и инфраструктуры, разрушенных российскими войсками, были построены не менее четырех десятилетий назад. В 2020 году средний возраст жилого фонда составил 46 лет . Новостройки составили всего 3% .
Реконструкция строительного сектора выиграла бы, если бы был более легкий доступ к разрешениям на строительство, более совершенные ипотечные программы и более эффективный рынок недвижимости. Президент Владимир Зеленский пообещал привлечь лучших архитекторов и компаний.
Эффективная реконструкция потребует улучшения инвестиционного климата, более глубоких реформ и уменьшения коррупции.
Мобилизация крупномасштабных частных и официальных инвестиций для восстановления страны может стать одной из самых неотложных задач. Это может включать ремонт и улучшение транспортной инфраструктуры, такой как дороги и мосты, а также восстановление поврежденных мощностей электроэнергетики для поддержки промышленности. Улучшение инвестиционного климата могло бы обеспечить ресурсы для реконструкции. В последние годы Украина отказалась от ранее взятых обязательств по реформам перед Международным валютным фондом. Энергетические ресурсы , например, недостаточно развиты отчасти потому, что ограничения сдерживают инвесторов.
Наиболее важными могут быть экономические реформы и реформы в сфере верховенства права. Критическое значение может иметь создание эффективного рынка частной земли , установление судебной независимости с компетентными, аполитичными судьями, а также ускорение приватизации и улучшение управления примерно на 3300 государственных предприятий. Государственные предприятия в таких сферах, как энергетика, транспорт и инфраструктура, являются удушающей хваткой для экономики. Они снизили доверие общества к правительству и отпугнули частных инвесторов. Несмотря на то, что Украина является одной из стран с наименее энергоэффективной экономикой в Европе, реформы ценообразования на газ находятся под давлением. Откат может увеличить затраты на восстановление.
Украине могут потребоваться более глубокие реформы, чтобы привлечь наибольшее международное финансирование реконструкции. В стране, где свирепствуют коррупция и непрозрачное управление, успех восстановления может зависеть больше от реформ, чем от иностранной помощи. Такая помощь могла бы быть наиболее полезной в качестве мультипликатора силы, увеличивая вклад частных инвестиций и собственных ресурсов Украины.
Украина находится в нижней трети индекса восприятия коррупции Transparency International. Доноры и инвесторы могут устать, если программа реконструкции Украины будет отягощена подавлением коррупции. Возможно, впечатляющий патриотизм военного времени приведет к еще большему нетерпению по отношению к коррупции.
Финансирование реконструкции может потребовать сотрудничества между западными и украинскими правительствами и международными финансовыми институтами. Если Украина проведет реформы и мобилизует внутреннее финансирование, это может укрепить доверие как доноров, так и инвесторов. Внутренние ресурсы могли бы дать Украине больше контроля и гибкости в процессе реконструкции, помогая формировать ее в соответствии с обстоятельствами страны. Некоторые меры финансирования военного времени могут помочь, если их перенести на мирное время.
Неясно, будет ли Запад добиваться конфискации части или всех примерно 300 миллиардов долларов в заблокированных активах российского Центрального банка, хранящихся на Западе. Правовые вопросы могут быть сложными, но политическое давление может способствовать использованию этих ресурсов для восстановления.
Запад и международные институты могут простить часть внешнего долга Украины, чтобы высвободить ее финансовые возможности. МВФ прогнозирует , что в этом году долг может вырасти до 70% ВВП. Облегчение долгового бремени часто имело решающее значение для восстановления экономики после кризиса, как, например, в Польше в начале 1990-х годов. Но опять же, реформы могли бы лучше убедить кредиторов снизить долги Украины.
Используя лучшие инвестиционные условия и реформы, а также широкую международную поддержку, Украина могла бы осуществить хорошо реализованную программу реконструкции. Это могло бы возместить большую часть ущерба, нанесенного войной, и помочь Украине войти в число быстрорастущих европейских экономик.
Уильям Кортни — старший научный сотрудник некоммерческой беспартийной RAND Corp., который работал послом США в Казахстане и Грузии. Кристина Холинская — ассистент исследователя политики в RAND, аспирант Высшей школы Pardee RAND и приглашенный профессор Киевской школы экономики. Говард Дж. Шац — старший экономист RAND и профессор политического анализа Высшей школы Pardee RAND