Украинский бизнес считает одним из главных проколов правительства Дениса Шмыгаля непредсказуемость и нелогичность правительственной политики в отношении карантинных ограничений.
Такое мнение журналу НВ выразили эксперты, опрошенные в рамках подготовки материала об идеальном правительстве Украины. Для этого редакция опросила полсотни известных предпринимателей, представителей бизнес-ассоциаций, топ-менеджеров, экспертов и ведущих журналистов, специализирующихся на экономике.
Многие из них прокомментировали и проблемы нынешнего Кабмина Шмыгаля. Его «карантинные» просчеты в совокупности с ухудшением ситуации в судебной сфере и отсутствием сдвигов в борьбе с теневой экономикой привели к падению инвестпривлекательности страны.
В 2020‑м этот показатель, по оценке Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), снизился до 2,4 балла (из 5 возможных), в то время как годом ранее он составлял 2,95 балла.
«К негативным факторам — кризису судебной власти и отсутствию верховенства права — добавились внедрение ограничительных мер, нестабильность налогового законодательства, ситуация вокруг Конституционного суда, угроза прекращения сотрудничества с МВФ», — отмечает Анна Деревянко, исполнительный директор ЕБА.
С МВФ у правительства Шмыгаля отношения действительно не задались: в июне премьеру удалось получить $ 2,1 млрд из $ 5 млрд, предусмотренных программой Stand By после принятия «антиколомойского» банковского закона и закона о рынке земли. Однако затем дело застопорилось.
Отдельно эксперты выделили проблемные шаги ряда министерств, среди которых инициативы Минэкономики.
Так, вместо того, чтобы максимально потратить увеличенную расходную часть бюджета на нужды медицины, Кабмин снизил ставку НДС для аграриев с 20% до 14%, по сути, став спонсором агробизнеса. Главным лоббистом этого налогового новшества является Игорь Петрашко, министр экономики и бывший топ-менеджер агроимперии Олега Бахматюка. «Чем занимается Министерство экономики, я до сих пор не пойму», — отмечает Ярослав Железняк, замглавы финансового комитета Рады и нынешний глава фракции партии Голос.
Вызывает у экспертов беспокойство деятельность еще одного министерства — стратегических отраслей промышленности. Оно появилось в июле 2020‑го, а портфель его главы вручили Олегу Урускому, ветерану украинской промышленности.
Почти сразу Минстратегпром вступил в конфликт с Укроборонпромом и командой Абромавичюса, которая зашла в госконцерн с мандатом провести его реформирование. В ноябре Укроборонпром заявил, что министерство блокирует реформы и отказывается согласовывать стратегию развития, а также политику собственности госконцерна. Кроме того, тогда же по инициативе Уруского лишился должности Владимир Усов, глава Госкосмоса, пытавшийся реформировать эту структуру.
«Видим откат в сфере промышленности, где Минстратегпром отметился попыткой заблокировать реформы в Укроборонпроме», — отмечает Ярослав Юрчишин, представитель фракции Голоса.
А глава Минздрава Максим Степанов готов «откатить» реформу медицины — чиновник с первых дней своей каденции критикует принцип финансирования медицины «деньги ходят за пациентом», который ввела Супрун. Он же лоббирует повышение зарплат для всех медиков, независимо от уровня их загрузки.
Степанов стал главным идеологом второго, январского локдауна.
Весь ворох проблем, которые окружают нынешнее правительство, заставляет опрошенных экспертов предположить, что в этом году Шмыгаль и Ко отправятся в отставку. Произойдет это тогда, когда президент захочет «назначить виновных» в неудачной борьбе с пандемией коронавируса.
Напомним также: В Украине из-за карантина в прошлом году закрылась четверть ресторанов – эксперт