То, насколько теплые батареи в домах николаевцев и насколько своевременно может быть подано отопление, зависит не только от состояния сетей, но и от того, как работает само предприятие, поставляющее тепло. Готово ли, а главное — СПОСОБНО ли оно провести необходимые работы, чтобы подготовить сети к пуску тепла и чтобы это тепло дошло до каждого потребителя, и поддерживать эту подачу тепла в нужном объеме на протяжении всего отопительного периода.
Одним из главных теплоснабжающих предприятие в Николаеве является ОКП «Николаевоблтеплоэнерго». Недавно Государственная аудиторская служба Украины провела на предприятии проверку, которая выявила в работе предприятия множество «дыр». В данном случае мы говорим о «дырах» не на тепловых сетях, не в работе трудового коллектива, а в сфере, как правило, наиболее скрытой от посторонних глаз — как и на что тратятся деньги, – сообщают Новости Н.
Аудиторский отчет — это объемный, обстоятельный документ, затрагивающий все аспекты функционирования предприятия. Большинство цифр, приведенных в аудиторском отчете (а состоит он из 97 страниц) будут непонятны и утомительны для рядового читателя. Поэтому мы приведем лишь основные данные, из которых, тем не менее, можно составить представление о положении дел на предприятии.
Убытки предприятия растут с каждым годом
До 2018 года ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» находилось в областной коммунальной собственности. Решением сессии Николаевского областного совета от 23 февраля 2017 года было дано согласие на передачу целостного имущественного комплекса предприятия в коммунальную собственность города Николаева. Спустя полгода, 13 сентября 2017 года, Николаевский горсовет дал согласие на принятие ОКП в городскую собственность.
Аудиторская проверка охватывала период с 2017 по 2020 год, так что можно сравнить, с какими показателями областной совет передал предприятие городу, и какие показатели оно наработало, находясь уже в собственности городских властей.
Чтобы иметь представление о том, как изменялось финансовое положение предприятие за эти годы, достаточно сравнить некоторые цифры. Чистой прибыли за все эти годы на предприятии — ноль. Деятельность любого юридического лица, оказывающего платные услуги, предусматривает получение прибыли его собственниками (в данном случае — городской общиной). В случае с «Николаевоблтеплоэнерго» о получении прибыли не идет даже речи.
Но это еще полбеды. Не принося бюджету никакой прибыли, предприятие несет колоссальные убытки. В 2017 году чистый убыток предприятия составил 49,7 млн гривен, в 2018 — 50,4 млн, в 2019 — уже 89,6 млн.
Кредиторская задолженность (то, что предприятие должно другим) также растет из года в год. В 2017 году она была на уровне 237,7 млн грн, в 2018 — 326,1 млн, в 2019 — 514 млн. В 2020 году эта сумма составила уже почти 678 млн гривен. То есть, за период пребывания в городской коммунальной собственности, долговые обязательства «Николаевоблтеплоэнерго» выросли в 2,6 раза.
Дебиторская задолженность — то, что предприятию должны другие — также растет. Но если сравнивать с динамикой роста кредиторской задолженности, рост дебиторской задолженности незначителен. В 2017 году размер этой задолженности был 137,4 млн, в 2018-м — 142,7 млн, в 2019-м — 182 млн, в 2020-м — 224 млн грн.
Если так пойдет и даже, может дойти не просто до неспособности предприятия выполнять свои прямые функции — отапливать дома и учреждения, но и до его банкротства. А все финансовые обязательства — выплата задолженностей по зарплате, кредитам и т. д. — ляжет на городской бюджет. А что будет с тепловыми сетями и кто, в таком случае, будем их содержать, остается лишь догадываться.
Миллионы из бюджета — на оплату кредитов
Такая катастрофическая убыточность «Николаевоблтеплоэнерго», растущая из года в год, выглядит странно и очень настораживает еще по той причине, что каждый год предприятие получает немалые дотации из бюджета.
В 2016 году предприятие получило субвенцию из областного бюджета для погашения задолженности по заработной плате в размере 6 млн 900 тыс. гривен. В 2017 году — субвенцию уже из городского бюджета в сумме 20 млн гривен. В 2018 году предприятие получило финансовую помощь из общего фонда городского бюджета г. Николаева в размере 35 млн гривен. В 2019 году на счет предприятия было перечислено 59 млн 672 тыс. гривен из городского бюджета на пополнение уставного фонда. Эти деньги были потрачены на выплату зарплаты в сумме 42 млн 481 тыс. гривен, уплату НДС — 1 млн 764 тыс. гривен, и другие расходы, включая оплату процентов за пользование кредитом Мирового банка, за электроэнергию и покупное тепло. Размер уставного фонда при этом не менялся, и как был на уровне 53 млн 984 тыс. гривен, так и остался, несмотря на то, что деньги городской совет выделял именно на его пополнение. То есть, имеем пример нецелевого использования средств на ОКП «Николаевоблтеплоэнерго»: выделяли на одно — потратили на другое.
Кроме того, предприятие активно пользовалось средствами кредита, который предоставил Международный банк реконструкции и развития и Фонд чистых технологий. В 2016 году из этого кредита было использовано 21,43 млн, в 2017 — 40,2 млн. С момента перехода предприятия из областной в городскую собственность, использование кредитных средств удвоилось: в 2018 году — 82,5 млн, в 2019-м — 94,55 млн.
Таким образом, всего за период с 2016 по 2020 год на предприятие было влито 396,85 миллионов гривен! А по международным программам заложены средства в размере 21,77 миллиона долларов США.
Следует отметить, что международные финансовые организации, указанные нами выше, вкладывают деньги не просто так. Они выдают целевые кредиты на выполнение конкретных задач, которые в итоге должны привести к улучшению состояния сетей, материально-технической базы, и за счет этого — снижению затрат, связанных с их эксплуатацией, и как следствие — уменьшению тарифов для населения. Все эти цели прописаны в договорах, которые были подписаны между Украиной и МБРР еще в 2014 году.
За период с 2016 по 2019 год на эти ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» получило иностранные кредиты в сумме 8,865 млн долларов на реконструкцию и модернизацию оборудования, из них 2,54 млн должно было пойти на замену изоляции сетей. Однако все эти вливания результатов не дали, поскольку составляющая тарифа «энергоносители» не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась: в 2017 году она составляла 88,88%, в 2019 — 90,13%. Потери тепловой энергии в тепловых сетях тоже меньше не становятся, и если их перевести в денежный эквивалент, динамику мы увидим неутешительную: если в 2017 году «в трубах» было потеряно 4,35 млн гривен, то в 2019 году это уже 7,68 млн.
Напрашивается вопрос: куда уходят деньги? Наши с вами деньги, поскольку затраты на погашение кредитных обязательств предприятие производит не за счет собственных средств (их у него нет), а за счет городского бюджета. Только за 2020 год за счет городского бюджета направлено 15 млн гривен на погашение тела, процентов и пени по кредиту ЕБРР. 10 млн направлено на погашение задолженности за потребленный газ. 1,1 млн — на погашение задолженности на электроэнергию. О чем это говорит? О том, что практически все средства, которые предприятие получает из городского бюджета, идут даже не на финансирование текущих нужд предприятия, а на обслуживание кредитов.
Неэффективные растраты на десятки миллионов
Действия или факты бездеятельности ОКП «Николаевоблтеплоэнерго», которые в итоге привели к незапланированным растратам, в аудиторском отчете приводятся отдельным перечнем. Назовем лишь некоторые пункты, в которых речь идет о миллионах, с некоторыми пояснениями.
Перерасход природного газа, связанный с недозагрузкой котлов, привел к финансовым потерям предприятия на общую сумму 30,75 млн гривен. Это свидетельствует о нерациональности использования средств на модернизацию системы теплоснабжения города за средства ЕБРР. Так, по программе ЕБРР потрачены средства в сумме 1,41 млн долларов (30 млн гривен) на утепление внешних теплосетей, расположенных на открытом воздухе, еще в 2018 году. Судя по состоянию этих сетей, работы с ними выполнены на бумаге.
Несоблюдение требований законодательства и несвоевременное произведение расчетов привело к начислению штрафных санкций и непродуктивным расходам предприятия в сумме свыше 31 млн гривен. Это говорит об отсутствии плана и стратегии использования средств предприятием, недальновидность в формировании бюджета. Что сделал бы владелец предприятия, если бы его работник нанес ему такие убытки?
Предприятие должно определенный процент с каждого платежа зачислять на так называемый текущий счет со специальным режимом использования. Деньги с этого счета оно может использовать исключительно на выполнение инвестпрограмм. Однако средства на спецсчет не зачислялись. Таким образом, предприятие лишило себя источника финансирования на мероприятия по реконструкции и модернизации основных средств. Эта сумма, как посчитали аудиторы, должна была составить 8 млн 762 тыс. гривен.
Расходы на содержание законсервированных строений (котельные, насосные) составили 1,76 млн гривен (налог на землю, заработная плата и т. д.). Логично было бы принять решение о целесообразности использования этих объектов в процессе производства тепловой энергии. В случае, если использовать эти объекты уже нет необходимости, можно было бы реализовать их на аукционе, а полученные средства направить на реконструкцию системы теплоснабжения. Но в руководстве облтеплоэнерго, похоже, такими вопросами никто не задавался или просто махнул на это все рукой.
Кроме того, аудит установил, что в рамках выполнения проекта «Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения Украины», финансирование которого осуществлялось за счет средств МБРР и ФЧТ, от общей суммы кредита освоен только 41%. А период, в который предприятие имело возможность снимать кредитные средства, истек 30 октября 2020 года — то есть, снимать кредитные средства со счета предприятие уже не может. «Недостаточный уровень их освоения ставит под сомнение полное выполнение предусмотренных проектом мероприятий и достижение определенной цели», – сказано в отчете.
Немало интересных расходов мы можем видеть и в разделе, где анализируются контракты, которые заключало ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» в рамках выполнения условий кредита. Например, 1 сентября 2017 года был заключен договор с физическим лицом-предпринимателем Егором Клецовым, предметом которого является «предоставление последним услуг специалиста по финансовому менеджменту». За консультационные услуги ОКП обязалось выплатить Клецову гонорар в сумме 29,97 тыс. долларов, и это только за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2019 года. Таким образом, ежемесячная средняя зарплата консультанта за указанный период составила 1000 долларов США.
Несмотря на то, что предприятие находится в глубоких долгах, в 2018 году были приобретены два автомобиля Mitsubishi L200. Цена каждого из них составила почти 80 тыс. долларов США. Непонятно, зачем, будучи в таком плачевном финансовом состоянии, предприятие позволяет себе покупать столь дорогостоящие автомобили, когда на рынке полно гораздо более дешевых аналогов, которые функционально ничем не уступают «Мицубиси». То есть, за те же 80 тыс. долларов можно было бы купить два похожих аналога китайских авто, которые выполняли бы те же функции и вполне удовлетворяли бы потребности облтеплоэнерго.
Проанализировав отчет Государственной аудиторской службы, можно прийти только к одному выводу: предприятие «Николаевоблтеплоэнерго» управляется крайне неэффективно. Городские власти, как видим, никакого контроля за деятельностью своего же коммунального предприятия не осуществляют — просто бездумно бросают достаточно большие суммы бюджетных денег, затыкая дыры, а предприятие просто продолжает накапливать долги.
Напомним: Почему начало отопительного сезона в Николаеве всегда катастрофа, и сколько мы заплатим за тепло
Напомним также, что губернатор Савченко после передачи “Николаевоблтеплоэнерго” в городскую собственность заявил, что теперь у города есть все возможности для снижения тарифа на тепло.