Европейский центральный банк отозвал лицензию у австрийского частного банка Anglo Austrian AAB Bank AG (ранее известный как Meinl Bank AG), который использовался в выводе в офшоры сотен миллионов долларов из проблемных украинских банков.
Об этом заявили в Управление финансовых рынков Австрии (FMA), сообщает корреспондент Укринформа.
“Европейский центральный банк (ЕЦБ) отозвал лицензию на осуществление банковской деятельности в Anglo Austrian AAB Bank AG (ранее Meinl Bank AG) в своем решении от 14 ноября”, – говорится в заявлении FMA.
Отмечается, что решение вступило в силу сразу после опубликования.
Также сообщается, что надзор в отношении Anglo Austrian AAB Bank AG как менее значимого банка относится к сфере компетенции FMA, однако “ЕЦБ несет ответственность за отзыв всех лицензий в еврозоне, в том числе и для менее значимых банков”.
Anglo Austrian AAB Bank AG еще имеет возможность обжаловать решение ЕЦБ.
Как известно, в феврале 2019 года Deutsche Welle сообщала, что Антикоррупционная прокуратура Австрии расследует уголовное дело по подозрению в отмывании средств через Meinl Bank с 2016 года. Следствие ведется против 30 физических лиц и одного объединения. Имена подозреваемых в ведомстве не назвали, однако известно, что среди них есть граждане Украины.
В уголовном производстве речь шла о пропаже денег с корреспондентских счетов украинских банков в Австрии. По данным Фонда гарантирования вкладов, с корреспондентских счетов в Meinl Bank было незаконно выведено 385 миллионов долларов и 75 миллионов евро. Эти деньги были направлены по указанию собственников или топ-менеджмента банков-банкротов в офшоры в 2014-2015 годах – как правило, в последний момент перед вводом в проблемные банки временной администрации. Таким образом были украдены деньги украинских вкладчиков, большинство которых после банкротства банков остались ни с чем.
По информации украинского Фонда гарантирования вкладов, в частности, через Meinl Bank вывели 38 миллионов долларов из Пивденькомбанка, 40 миллионов – из “Терра Банка”, 39,5 миллионов долларов – с “Виэйби Банка”, 62 миллиона евро – с “Городского коммерческого банка” и 44 миллиона долларов – из банка “Киевская Русь”.
Как сообщили DW в Фонде гарантирования вкладов, в течение 2014-2015 годов с помощью такой “схемы” из украинских банков было выведено всего 846 миллионов долларов и 75 миллионов евро. К списанию денег таким образом накануне введения временной администрации прибегли владельцы 14 украинских банков.
Кроме Австрии, расследование по подозрению в отмывании средств украинскими банками осуществляются и в Лихтенштейне, подтвердил DW генеральный прокурор этой страны.
Экс-глава НБУ Валерия Гонтарева утверждает, что австрийский Meinl Bank был крупнейшим посредником в отмывании средств в Украине, однако все сообщения и предостережения НБУ по поводу этого “совершенно удивительного” частного банка были проигнорированы Центробанком Австрии.
Об этом Валерия Гонтарева заявила в интервью влиятельному австрийскому журналу Profil.
“Моими первыми задачами и приоритетами (на посту главы НБУ – ред.) были макрофинансовая стабильность и банковский сектор. Моим повседневным делом была проверка иностранных корреспондентских счетов украинских банков. И я сразу поняла, что 50% украинской банковской системы были фиктивными, искусственными. Мы обнаружили, что половина банков имеют корреспондентские счета в иностранных валютах в совершенно странных банках, и одним из этих совершенно странных банков был Meinl Bank”, – заявила она.
По словам Гонтаревой, еще до прихода в НБУ она знала об этой схеме “back-to-back”, которую часто используют для отмывания средств, “однако я не осознавала, насколько велика проблема”.
По словам экс-главы Нацбанка Украины, в целом украинские банки имели активы в иностранной валюте в “странных” иностранных банках на сумму около 2 млрд евро, половина из которых – в Meinl Bank в Вене: “Meinl Bank был не единственным иностранным банком. Но он был лидером. Возможно миллиард долларов, а может меньше”.
По ее словам, часть этих корреспондентских счетов в иностранных банках использовались для отмывания средств и вывода денег в оффшорные юрисдикции, другая часть – для создания искусственного капитала для украинских банков. После того, как было установлено схемы отмывания средств НБУ обратился ко всех причастным банкам и аудиторам с требованием прекратить эту деятельность.
“Срок для украинских банков завершился 1 апреля 2016 года. После этого ни у одного украинского банка больше не было корреспондентских счетов в этих банках. К сожалению, наши коллеги из Австрии не сделали свою домашнюю работу. Моя первая встреча с Новотным (главой Центробанка Австрии Евальдом Новотным – ред.) состоялась в октябре 2014 года во время ежегодного собрания Международного валютного фонда. Я попросила Новотного провести специальное заседание, чтобы обсудить Meinl Bank. Моё первое предупреждение было: “Ваш банк поддерживает отмывание денег в Украине”, – заявила Гонтарева, добавив, что в дальнейшем было еще несколько встреч с австрийским коллегой.
По ее словам, проблема с Австрией заключалась еще и в том, что в тот день, когда в Украине закрывали очередную “прачечную” для отмывания денег, деньги из этого банка переводились на корреспондентский счет в Meinl Bank, откуда затем исчезали в рамках операций “back-to-back”.
Ссылаясь на данные украинского Фонда гарантирования вкладов, экс-глава НБУ сообщила, что всего из 14 ликвидированных украинских банков было выведено 846 млн долл. и 75 млн евро. С корреспондентских счетов в австрийском Meinl Bank было снято 385 млн долл. и 75 млн евро. “Это были деньги наших вкладчиков, нашего населения. Они вложили деньги в украинские банки, которые сделали так, как будто они держат активы на корреспондентских счетах. Но соответствующие счета были заложены под офшорные кредиты. И когда эти банки лопнули, украинское государство было вынуждено компенсировать вкладчикам”, – заявила Гонтарева.
Экс-глава НБУ также подчеркнула, что финансовый регулятор Австрии не воспринимал проблему достаточно серьезно, несмотря на ее постоянные предупреждения. “Глава Центрального банка Австрии не предпринял никаких радикальных шагов за последние 5 лет. Это не так, что оффшорный бизнес сам по себе является незаконным. Это – нормальный бизнес. Если бы Meinl Bank должным образом отчитывался об этом аудиторам и власти, то ничего бы не было неправильно. Но они этого не делали, они никого не информировали. И Meinl Bank знал, что его клиентами являются фейковые фирмы, которые выкачивают деньги за границу”, – заявила Гонтарева в интервью, которое проводилось в июле 2019 года.
В самом Anglo Austrian Bank (бывший Meinl Bank) в комментарии Profil опровергли заявления экс-главы НБУ, заявив, что ей не надо верить, поскольку она сама сейчас находится под судебным преследованием в Украине.