Аналитический центр Atlantic Council обнародовал подробности иска ПриватБанка к экс-владельцам, поданного в Канцелярский суд штата Делавэр (США).
Иск был подан 21 мая против Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Среди ответчиков есть также три гражданина США, живущих в Майами, и девятнадцать компаний.
Как пишет НВ Бизнес, самая яркая деталь в этом иске — это сумма: «С января 2006-го по декабрь 2016 года общее движение денежных средств (кредитов) по счетам конечных бенефициарных владельцев в кипрском филиале ПриватБанка, которые использовались для отмывания средств, составило $470 млрд, что примерно вдвое превышает валовой внутренний продукт Кипра за тот же период»(стр. 78 искового заявления).
Если такая сумма будет доказана в суде, то это будет крупнейший кейс по отмыванию денег, который был совершен одной группой лиц.
В ПриватБанке считают, что ответчики нанесли банку убыток на сумму в сотни миллионов долларов.
Это гражданский иск, поэтому юристы ПриватБанка предоставили суду все материалы. Однако все обвинения носят явно криминальный характер. ПриватБанк проделал по сути детективную работу по исследованию крупномасштабного отмывания денег в США. Исковое заявление насчитывает 104 страницы. В нем описано, как якобы происходит отмывание украинских денег в США. Якобы — потому что обвинения пока не доказаны в суде.
Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, оба из Днепра, были деловыми партнерами с 1992 года. Они создали ПриватБанк, на который приходилась пятая часть банковских активов Украины. В декабре 2016 года он был национализирован украинским правительством, которое утверждало, что два совладельца выдали 97 процентов кредитов банка через различные оффшорные компании, в большинстве случаев — через кипрские. Правительство Украины национализировало банк и докапитализировало его на $5,5 млрд.
Коломойский и Боголюбов управляют огромным конгломератом, обычно называемым группа Приват, хотя юридически такой группы не существует. Это множество анонимных оффшорных компаний, в основном базирующихся на Кипре. Коломойский и Боголюбов занимаются едва ли не всеми видами бизнеса — у них есть интересы в авиаперевозках, нефтегазовой промышленности, металлургии и недвижимости. Коломойский — публичная личность, а Боголюбов редко появляется на публике. В последние годы Коломойский и Боголюбов жили в Женеве, но в конце 2018 года переехали в Израиль. Недавно оба вернулись в Украину. Как сообщается в иске, оба являются гражданами Украины, Кипра и Израиля.
В иске рассказывается, как работала схема. Конечные бенефициары«использовали ПриватБанк в качестве своего собственного карманного банка», в конечном итоге воруя миллиарды долларов из ПриватБанка и используя организации в Соединенных Штатах для отмывания сотен миллионов долларов или незаконного присвоения кредитов ПриватБанка в Соединенных Штатах, чтобы обогатить себя и своих партнеров — заговорщиков (с. 3)”.
Схема удивительно проста. Банк собирал розничные депозиты в Украине, предлагая хорошие условия и сервис. Затем деньги поступали в филиал ПриватБанка на Кипре. На Кипре экс-собственники пользовались услугами двух местных юридических фирм, утверждается в иске.
Нетипично, что конечные бенефициары не приняли меры предосторожности для создания нескольких слоев подставных компаний на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах, как это часто делают богатые россияне. Вместо этого ответчики по иску работали с тремя американцами в Майами, которые помогли создать большое количество анонимных фирм(LLC) в Соединенных Штатах, в основном в штате Делавэр, а также во Флориде, Нью-Джерси и Орегоне.
Обычно выходцы из постсоветских стран для отмывания денег покупают недвижимость в Нью-Йорке и на юге Флориды, но инвестиционный профиль этой группы отличается. Деньги инвестировали в недвижимость в Кливленде (штат Огайо), Гарварде (Иллинойс) и Далласе (Техас), а также в ферросплавные компании. Согласно иску, ответчики приобрели коммерческой недвижимости в Кливленде на миллионы долларов и стали там крупнейшими владельцами недвижимости. Сообщалось, что ФБР расследовало дело Коломойского в штате Огайо на предмет отмывания денег.
Более примечательно, что Коломойский и Боголюбов, согласно иску, контролировали несколько ферросплавных компаний в США, Felman Production Inc. в Западной Вирджинии; Felman Trading, Inc. и Georgian Manganese LLC; Warren Steel Holdings в Уоррене (штат Огайо); Steel Rolling Holdings Inc. в Гибралтаре (Мичиган); CC Metals and Alloys, LLC в Кентукки; Michigan Seamless Tube в Делавере (штат Мичиган). Это небольшие, но реально работающие предприятия.
В иске содержится много и других интересных деталей. Схема ПриватБанка была настолько проста, насколько это возможно. Увы, правоохранительные органы США не могут проникнуть в сотни тысяч анонимных компаний в Соединенных Штатах, у каждой есть хороший шанс быть незамеченной, пока на эти компании кто-то не укажет — как это сделали юристы ПриватБанка.
Как отмечает старший аналитик Atlantic Council Андерс Аслунд, проблема заключается в том, что Соединенные Штаты разрешают создание сотен тысяч анонимных компаний, которые используются для отмывания денег. «Случай с ПриватБанком показывает, что грязные деньги не обязательно сосредоточены в больших городах и в сфере недвижимости, а могут проникать и в реальную экономику. Это наглядно демонстрирует необходимость раз и навсегда запретить анонимные компании в Соединенных Штатах», — отметил он.