Верховная Рада одобрила предложение президента Петра Порошенко ввести военное положение на части территории Украины. Режим установлен с 28 ноября сроком на 30 дней в Донецкой, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской, Винницкой, Сумской, Черниговской и Харьковской областях, а также в оккупированном Крыму.
Указ президента содержит несколько десятков пунктов, где прописано возможное нарушение властями конституционных прав и свобод граждан и компаний. Но применять его будут только в случае вторжения в Украину российской армии.
Как сильно военное положение осложнит жизнь украинскому бизнесу?
Зачем это нужно
В своем обращении президент пообещал, что военное положение не повлияет на жизнь простых украинцев.
“Подчеркиваю, в указе я не предусматривал никаких ограничений прав и свобод граждан, цензуры и т.п., – сказал Порошенко. – Но данные разведки свидетельствуют, что угроза сухопутного вторжения России очень высока. Мы должны подготовиться к этому”.
В первой редакции режим планировалось ввести на 60 дней на всей территории Украины – такой была рекомендация СНБО. Позже, после дискуссий в парламенте, формат сократили.
“Военное положение не должно влиять на политический процесс, то есть выборы президента, поэтому мы выступаем за введение режима на 30 дней, – говорит депутат от фракции-члена парламентской коалиции Народный фронт Андрей Помазанов. – Дальше будем отдельно решать, стоит ли продлевать его или нет”.
Народный фронт также выступил за то, чтобы военное положение не коснулось гражданского населения и предприятий, которые не находятся на сопредельных с Россией территориях Азова и Донбасса, добавил Помазанов.
Новости взволновали бизнес-среду и финансистов. Гривня на межбанке за понедельник потеряла 17 копеек по сравнению с пятницей. Стоимость акций крупнейших украинских компаний на зарубежных фондовых биржах падает. НБУ утром провел срочное совещание с топ-менеджерами крупнейших банков.
“Население и инвесторы не понимают, что происходит, поэтому мы видим определенную дестабилизацию в экономике”, – отмечает депутат от Батькивщины Алексей Рябчин.
Что говорит закон
Указ президента, который был опубликован около 15:00 понедельника, цитирует Закон о режиме военного положения. Позже секретарь СНБО Александр Турчинов уточнил, что ограничения прав и свобод граждан распространяются только на территории, где проходят боевые действия.
Согласно закону, государство может при необходимости забирать имущество предприятий, ограничивать продажи отдельных товаров, таких как алкогольная продукция или лекарства, перепрофилировать под военные нужды деятельность компаний, перечисляет партнер юридической компании Волхв Юрий Дубовик.
“Интересно выглядит и норма о запрете ликвидации судов на время военного положения, – отмечает Дубовик. – Можно предположить, что окончание судебной реформы в стране может быть отложено на неопределенное время”.
Также власти могут влиять на работу медиа, телеком- и полиграфических компаний, отмечает руководитель антикоррупционной практики адвокатского объединения “Кролевецкий и партнеры” Иван Кучер.
“Речь о регулировании работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров, – поясняет Кучер. – Также допускается запрет работы приемопередающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачи информации через компьютерные сети.
Один из наиболее реальных рисков для бизнеса – изъятие транспортных средств, телекоммуникационного оборудования, теле-, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров и других технических средств связи и другого имущества, с чем возможны злоупотребления властей, отмечают в компании Лига:Закон.
“Учитывая вовлеченность экономики Украины в глобальную систему торговли, не стоит ожидать применения со стороны государства радикальных мер в отношении бизнеса”, – считает Кучер.
С чем столкнется бизнес
Бизнес практически не комментирует введение военного положения: предприниматели пока не понимают, в каких условиях им предстоит работать.
“Основной эффект – торможение экономики и любых инвестиционных планов, в том числе украинских компаний, – говорит директор компании Oblik SaaS Даниил Монин. – Сейчас период планирования на следующий год: инвестпланы могут быть отложены в связи с двойной неопределённостью – выборы плюс военное положение”.
Ряд госпредприятий почти синхронно заявили о том, что военное положение не повлияет на их работу. ПриватБанк и Ощадбанк заверили, что будут работать в штатном режиме. Аналогичные заявления опубликовали Укрзалізниця и Укрпочта. В УЗ отметили, что готовы перевести ж/д транспорт с мирного на военный режим работы, написал в facebook и.о. главы госкомпании Евгений Кравцов.
Вопрос перевозок – один из ключевых для бизнеса, особенно это касается аграриев, которые опасаются, что железнодорожные отправки будут приоритетны для грузов военного назначения, отмечает руководитель аналитического сектора Zernovoz.in.ua Александр Глущенко.
“Порты Мариуполь, Бердянск работают в штатном режиме, – отмечает Глущенко. – Хотя зерновые вагонами в Бердянск не поставляются, в случае блокировки Керченского пролива Россией, переориентация грузопотока на Николаев и Ольвию очень вероятна”.
Мировые рынки фактически проигнорировали конфликт в Азовском море: основные фондовые индексы Европы и США в понедельник выросли, написал совладелец компании Молочный Альянс Александр Деркач.
Но украинский бизнес уже успел ощутить последствия военного положения в стране: у некоторых крупных экспортеров на фоне новостей срывались сделки с иностранными контрагентами, рассказали LIGA.net несколько собеседников в аграрном и металлургическом секторах.
Напомним: Верховная Рада приняла закон о военном положении. В перечень областей попала и Николаевская