В интернет-магазине японской компании Kato Brothers Honey Co. можно купить мед, на котором изображены подсолнухи. Это подсолнечный мед, произведенный в Украине и расфасованный в Японии. Delo.UA разбиралось как украинский мед попадает в Страну восходящего солнца и кто еще может стать потребителем этих натуральных сладостей из Украины.
Kato Brothers — один из крупнейших в Японии производителей фасованного меда. Два завода компании обеспечивают около 30% потребности внутреннего рынка. В начале текущей недели ее представители посетили Киев, чтобы познакомиться с украинскими пасечниками.
В актовом зале музея Национального научного центра “Институт пчеловодства им. П.И. Прокоповича” собралось более сотни пчеловодов из разных регионов Украины. С другой стороны — в президиуме — сидели иностранные гости во главе с чрезвычайным и полномочным послом Японии в Украине Шигеки Суми.
“Японским производителям очень важно познакомиться непосредственно с пасечниками. Это особенность деловой культуры. В Аргентине они знают своих контрагентов по всей вертикали — от трейдера до улья”, — пояснял цель встречи Виталий Нагорнюк, глава фермерского хозяйства “Апис Украина”, которое сейчас является одним из основных экспортеров украинского меда в Японию.
фото: японские бизнесмены встретились с украинскими пасечниками / фото Артем Ильин для Delo.UA
Японские перспективы
По словам Мисаши Ойя, директора департамента продаж и закупок компании Kato Brothers, Япония потребляет около 51 тыс. тонн меда в год, из которых лишь 5% — с японских пасек. В денежном выражении объем местного рынка в 2017 году составил USD 561 млн.
Порядка 70% импортируется из Китая, но за последние 10 лет его доля заметно сократилась. Ведь еще в 2005 году китайский мед составлял около 90% импорта в Японию.
“Японцы предпочитают натуральный мед. Поэтому из-за проблем с качеством производства, а иногда и фальсификацией китайской продукции, украинский мед как нельзя кстати”, — пояснил Андрей Бажин, вице-президент “Спілки пасічників України” по международным вопросам.
В беседе с журналистом Delo.UA Мисаши Ойя пояснил, что несколько лет назад его компания занялась поиском новый поставщиков меда. Их партнеры — трейдер Kataoka & Co — предложили попробовать украинскую продукцию, импорт которой почти каждый год удваивается. Если в 2014 году это было лишь 19 тонн, то в 2017 году — 96 тонн. “Об объемах поставок и ценах на следующий год мы еще ведем переговоры”, — сказал Ойя.
Кроме Китая, заметную долю японского рынка занимают Аргентина, Канада, Венгрия. А вот меда из Индии (одного из мировых лидеров) здесь практически нет. “Он очень дешевый, но и очень низкого качества”, — пояснил представитель японской компании.
Украинские возможности
Украина входит и топ-5 мировых производителей меда. Большая часть продукции — экспортируется. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) в 2017 году украинские пасечники экспортировали почти 68 тыс. тонн меда на USD 134 млн.
В компании “Аскания-Пак” (Киев) говорят, что за 8 месяцев текущего года экспортировано 22 тыс. тонн (-67% год к году) меда на USD 46 млн (-43% год к году). “По моему прогнозу, в этом году, мы (Украина — Delo.UA) продадим порядка 50 тыс. тонн. То есть, падение, в лучшем случае, составит минимум 40%”, — рассказал Delo.UA Владимир Рубан, директор “Аскания-Пак”.
В Украине производится гораздо больше меда, чем потребляется на внутреннем рынке. Основными потребителями украинского меда являются страны ЕС и США, куда традиционно поставляется приблизительно 70% и 30% украинской продукции.
Украинским компаниям важно открывать и развивать новые экспортные направления. По словам Виталия Нагорнюка в Японии, которая как раз и есть крупным нетто-импортером сладкого продукта, где нет ограничений на ввоз меда. Однако у японских покупателей достаточно жесткий входной контроль, хотя стоимость закупки более привлекательная. “Цена действительно выше чем в ЕС и США, но и требования жестче, в частности параметры безопасности”, — поясняет Андрей Бажин.
Какие именно требования необходимо выполнить украинским пасечникам, чтобы их мед попал на полки японских магазинов или к промышленным потребителям?
В “Аскания-Пак” рассказывают, что предприятие-экспортер и его производственные мощности должны быть сертифицированы одним из международных стандартов пищевой безопасности (например, HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points — Delo.UA). Кроме того, компания-экспортер должна быть зарегистрирована в госоргане, контролирующем импорт продуктов питания и медикаментов в Японию. В Украине такая компания должна также иметь разрешение на экспорт меда в Японию.
фото: украинский мед, упакованный в Японии / фото Андрей Бажин
Японские импортеры меда зачастую не начинают работу без проведения собственного независимого аудита компании-поставщика. “Требования, которые предъявляются к качеству меда в Японии, значительно жестче, по сравнению с требованиями ЕС. В частности, список параметров, обязательных проверке, значительно шире. Осуществить проверку партии меда на соответствие требованиям японского законодательства, силами любых существующих лабораторий в Украине невозможно — только сотрудничая с ведущими европейскими лабораториями”, — отмечает Владимир Рубан.
Дополнительной сложностью является такой параметр как оксиметилфурфурол (ОМФ, промежуточный продукт разложения сахаров — Delo.UA), который в Японии жестко лимитирован. Содержание ОМФ в меде растет под воздействием температуры. Украинский продукт проводит минимум месяц в контейнере на корабле, кроме того он может задержаться на складах у трейдеров-посредников. “Поэтому экспортировать мед в Японию из Украины возможно только свежего урожая в начале сезона”, — поясняет директор “Аскания-Пак”.
На вкус и цвет
Следует учитывать, что вкусовые предпочтения в Украине, Европе и странах Юго-Восточной Азии могут отличаться.
По словам Мисаши Ойя, японцы не только любят использовать фасованный мед в качестве соуса. Его активно используют при производстве пищевых продуктов, добавляют в сладкие напитки, йогурт и даже алкоголь. “Если на упаковке указано, что использован натуральный мед, то продукт ценится гораздо сильнее”, — рассказал Ойя.
фото: Виталий Нагорнюк и Мисаши Ойя / фото Артем Ильин для Delo.UA
В “Аскания-Пак” добавляют, что на медовой полке в Японии можно встретить исключительно жидкий мед. Там предпочитают светлые прозрачные меда, некоторой популярностью также пользуется микс рапсового и акациевого меда. Но в Украине такого продукта не очень много. “Мы производим 95% меда подсолнечника, в котором низкое содержание фруктозы и он быстро кристаллизуется”, — говорит Владимир Рубан.
Кроме Японии нетто-импортерами меда являются некоторые страны Ближнего Востока. Но на этот рынок тяжело попасть из-за низких требований к стандартам качества и традиционных вкусовых предпочтений, которые более благоприятны к закупкам меда в других регионах мира. В первую очередь из Китая, который является поставщиком большого количества фальсифицированного продукта.
При этом есть возможность выхода на китайский рынок, так как импорт натурального меда в КНР ежегодно растет. “Однако для экспорта меда в Китай нам необходимо наличие подписанного на государственном уровне торгового соглашения. И без поддержки государства нам в этом вопросе не обойтись”, — сетует Владимир Рубан.
Украинским производителям и экспортерам меда необходимо усиливать свои позиции на тех рынках, где они уже присутствуют и не ощущают ограничений. В том числе и японском, даже несмотря на его значительную отдаленность, которая влияет на стоимость логистики и сроки поставки.
“Еще больше влияет неизвестность бренда “Украинский мед” и восприятие Украины в контексте Чернобыля”, — говорит Андрей Бажин.
фото: мед из Аргентины, Канады, Украины и других стран, упакованный в Японии / фото Артем Ильин для Delo.UA
Возможно, поэтому на японских баночках с украинским медом пока что нет флага нашей страны. Хотя на продукте из Аргентины и Канады — это обязательный элемент оформления. “Канадский и аргентинский мед — полифлорные, собранные с разных растений. А ваш — монофлорный, подсолнечный. Поэтому мы использовали изображение цветка”, — улыбаясь пояснил такое дизайнерское отличие Мисаши Ойя.
Но украинские экспортеры меда должны воспринять это послание, как сигнал для более активного продвижения на внешних рынках бренда “Украинский мед”, как безопасного и качественного продукта.
Напомним также: В первом полугодии 2018 года Украина экспортировала 17 тысяч тонн меда, что на 43% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.