“Газпром” приостановил программу заимствований из-за риска заморозки привлеченных средств по искам “Нафтогаза”.
Об этом пишет Reuters со ссылкой на свои источники.
“Газпром” проиграл “Нафтогазу” в Стокгольмском арбитраже 2,56 млрд долларов, но не стал выплачивать долг. В связи с этим украинская компания инициировала процесс ареста активов “Газпрома” в Нидерландах, Швейцарии и Великобритании.
Лондонский суд в июне постановил заморозить активы “Газпрома” в Великобритании. После этого один из английских банков заморозил кредитную сделку “Газпрома” до прояснения ситуации.
Британский вердикт, скорее всего, напугал банкиров, которые традиционно работают с “Газпромом” на международном рынке, заявил один из собеседников агентства. “В моем понимании, под действие подпадают расчеты иностранных банков, которые идут через Лондон, но комплаенс банков, зарегистрированных в других юрисдикциях, может занять осторожную позицию и тоже блокировать сделки даже без прямого запрета”, – сказал он.
В марте “Газпром” одобрил привлечение в 2018 году двусторонних и клубных кредитов на сумму до 4 миллиардов евро. Если компания не найдет решения для снятия ареста активов, то программу займов на внешнем рынке ему вряд ли удастся исполнить в полном объеме.
В июне перед арестом активов в Лондоне “Газпром” отменил размещение евробондов в фунтах стерлингов. На осень были намечены евробонды в евро и японских иенах, они теперь под вопросом.
“Газпрому”, которому в 2018 году нужно погасить 15,2 миллиарда долларов внешнего долга, выгоднее занимать на международных рынках, потому что локальный рынок меньше, и рубли обходятся дороже.
“Судя по всему, Нафтогазу удалось нащупать болевую точку российского концерна: Газпром в высокой степени зависит от внешнего финансирования. Для Киева это – усиление переговорной позиции”, – считает директор группы по природным ресурсам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
Но проблем с рефинансированием долга и финансированием инвестпрограммы в ближайшее время у “Газпрома” возникнуть не должно – у компании большой запас ликвидности и возможность занимать у российских банков. На конец марта 2018 года у компании был запас в 26 миллиардов долларов.
Ранее в «Нафтогазе» объяснили, почему предлагают «Газпрому» тариф на транзит после 2020 ниже, чем отсудили в Стокгольме.