Несмотря на проблемы, возникшие со сроками поставки лекарств в Украину, международным организациям все же удалось сэкономить на госзакупках препаратов порядка 800 млн гривен. ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents, закупающие препараты для страны, просят Миздрав направить сэкономленные средства на приобретение дополнительных лекарств. Впрочем, пока чиновники Минздрава думают над ответом, закупки лекарств в 2016 году могут оказаться под угрозой срыва, отмечают эксперты.
Дешевле, чем прежде
Украина с 2015 года экспериментирует с закупками лекарств. Теперь препараты приобретаются Минздравом не напрямую у поставщиков, а с помощью международных организаций. Новый механизм был внедрен для того, чтобы обезопасить процедуру закупки препаратов от коррупционных схем.
Но, несмотря на эти проблемы, Минздрав может выиграть от проведения реформы.
Так, в июле общественные организации “Пациенты Украины” и “Центр противодействия коррупции”, которые были одними из инициаторов реформы закупок лекарств, обнародовали свой отчет об эффективности новой модели приобретения препаратов.
По их подсчетам, новый механизм закупок позволил Минздраву в прошлом году сэкономить 790 млн гривен (31,8 млн долларов по курсу НБУ на 1 августа 2016 года).
Экономию удалось получить всем трем международным организациям, участвующих в процедуре госзакупок. В частности, Программе развития ООН (ПРООН) удалось добиться значительно более низких цен на препараты для лечения туберкулеза, что позволило организации сэкономить 6,8 млн долларов в 2015 году.
Вакцины и лекарства для лечения гепатита ПРООН закупила суммарно на 1,8 млн долларов дешевле, а препараты для лечения гемофилии – почти на 1,4 млн долларов.
Украинские общественные организации посчитали, что для онкобольных пациентов Crown Agents закупила препараты с экономией в 19 млн долларов, что в среднем на 45% дешевле, чем стоимость аналогичных лекарств, которые закупал Минздрав в 2014 году. По некоторым позициям, Crown Agents удалось провести закупку по ценам в 22 раза ниже, чем это сделал Минздрав в 2014 году.
ЮНИСЕФ (UNICEF) сэкономила при закупке лекарств для антиретровирусной терапии и вакцин 4,9 млн долларов.
Отметим, что для расчета экономии “Пациенты Украины” и “Центр противодействия коррупции” использовали цены Минздрава в гривневом эквиваленте за 2014 год. Для расчета долларового эквивалента применялся курс НБУ на момент раскрытия предложения участников торгов. Информацию о ценах закупки в 2015 году взяты с сайтов самих международных организаций.
Помимо сэкономленных средств, на счетах международных организаций еще остались деньги, которые можно направить на дополнительные закупки лекарств. Так, по словам руководителя пресс-службы ПРООН Евгения Зеленко, на эти цели планируется потратить более 4 млн долларов после согласования с ведомством.
В украинском представительстве ЮНИСЕФ сообщили, что после того, как у организации осталась неиспользованной сумма в 3,8 млн долларов, она готова использовать их “для закупки дополнительного количества вакцин и лекарственных средств, чтобы охватить иммунизацией большее число детей”. “ЮНИСЕФ проинформировал Минздрав об имеющихся средствах для возможного перепрограммирования и ожидает дополнительных запросов на закупку вакцин от Министерства здравоохранения”, – сообщили РБК-Украина в организации.
В совокупности, по подсчетам “Пациентов Украины” и “Центра противодействия коррупции”, на счетах международных организаций осталось еще 204 млн гривен (8,2 млн долларов по курсу НБУ на 1 августа 2016 года), который будут использованы на дополнительную закупку лекарств.
Как планирует распорядиться сэкономленными средствами в Минздраве, РБК-Украина узнать не удалось. Издание направило соответствующий запрос в ведомство 26 июля, но на момент публикации статьи ответа так и не получило. Не смог назвать точные цифры экономии и бывший заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец, который курировал международные закупки в Минздраве. “Сейчас еще нет точных данных. Необходимо ждать окончательной поставки”, – заявил он корреспонденту РБК-Украина.
Обратная сторона медали
Однако не все участники рынка здравоохранения позитивно оценивают результаты реформы госзакупок лекарств.
“Я не верю в те цифры по экономии, которые были названы, поскольку я не понимаю методику их расчета. Если говорить о стоимости отдельной упаковки лекарства: да, медикаменты в основном закупают дешевле, но не все”, – отметила директор по фандрайзингу и связям с общественностью, соучредитель фонда “Таблеточки” Ирина Литовченко.
Руководитель Фонда помощи онкобольным детям “Краб” Лариса Лавренюк настроена более критично. “Если говорить о детской онкогематологии, то из более 80 препаратов привезено 24 (на конец июля и закупки 2015 года) и то не в полном объеме. Нет расходных материалов и реактивов. В том виде, в котором сейчас существуют международные закупки, – они провальные, – уверена Лавренюк. – К тому же позволили зайти на рынок производителю, препараты которого не используют в европейских клиниках. А при агрессивном лечении, которое проходят дети при онколечении, эффективность и безопасность препаратов важнее низкой стоимости. Сама идея международных закупок хорошая, но не в таком формате”.
В Crown Agents, которая занимается закупками лекарств для пациентов с онкологическими заболеваниями, объяснили, что, по состоянию на конец июля, организация обеспечила поставки более чем 72% препаратов для взрослых онкобольных, и 36% лекарств для детей с онкозаболеваниями. “До конца июля запланированы поставки на сумму 4,79 млн долларов по программам взрослой и детской онкологии. Таким образом, к августу планируется осуществить поставки более 65% наименований лекарственных препаратов, 51% реагентов и лекарственных средств от общего объема всех заявленных позиций и бюджета”, – сообщили РБК-Украина в Crown Agents.
Но, в Фонде “Краб” жалуются, что переход к системе международных закупок лекарств не помог решить проблему доступа к незарегистрированным в Украине препаратам. “Что надо сделать, чтобы через международные закупки можно было, как минимум, закупить, например, “Космеген”? Никакая фармкомпания не хочет его выводить на регистрацию, а он есть в протоколах лечения. Препарат не могут закупить, так как он не зарегистрирован в Украине, а его никто не хочет регистрировать. И международные закупки не помогли”, – возмущается Лариса Лавренюк.
По словам главы общественной организации “Медицинский контроль” (также проводит расчеты экономии в результате международных закупок) Игоря Щедрина, далеко не всегда при сравнении закупок по ценам Минздрава и международных организаций, уместно говорить о прямой экономии.
“В ряде случаев международные организации закупали другие препараты. Хоть они и с тем же действующим веществом, это – другие препараты с другой стоимостью. Подсчитывать тут экономию так же некорректно, как говорить: “Мы сэкономили, купив вместо Mercedes, к примеру, Daewoo Lanos”, – подчеркнул Щедрин. – Действительно, денег потрачено меньше, но и автомобиль куплен другой. Поэтому корректно считать экономию, когда тот же препарат с тем же торговым названием куплен дешевле. В своих расчётах мы считаем прямую экономию только в таких позициях”.
Кроме того, по словам Игоря Щедрина, при сравнении цен закупок международных организаций с ценами Минздрава надо учитывать несколько аспектов. “Первый аспект – скрытые расходы: в закупках Минздрава 2014 года много платежей, не имеющих никакого отношения к покупке лекарств, а в закупках международных организаций их уже нет”, – отметил Щедрин.
Второй аспект – курс валют. “При расчётах долларовых цен закупок Минздрава 2014 года мы брали курс валюты не на момент подачи предложения, а на момент поставки, и вот почему. В 2014 году гривна сильно “скакала”, и все участники любых торгов страховались от валютных рисков, завышая курс доллара, чтобы к моменту поставки, операция была все ещё выгодной. При реальном курсе в 14 гривен за доллар, участники торгов Минздрава во внутренних расчётах использовали 18 гривен за доллар и более, а весной 2015 года оказалось, что надо было ставить 36, – объяснил Щедрин. – Поэтому мы считаем более разумным и логичным, учитывая ситуацию волатильности гривны, использовать курс не на момент раскрытия предложений торгов, а на момент поставки”.
Так, по подсчетам “Медконтроля”, цены закупок ПРООН по детской гемофилии в 2015 году сопоставимы с ценами закупки Минздрава 2015 года (Минздрав закупал по взрослой гемофилии зачастую те же препараты). “В среднем ПРООН закупил на 3,2% дороже, чем Минздрав, по отдельным позициям превышение цен было больше 17%, по некоторым цены на торгах в ПРООН были ниже на 12%. Сложился паритет по эффективности закупок”, – говорит Игорь Щедрин.
Дороже обошлась Украине и комбинированная вакцина для профилактики пяти заболеваний – столбняка, дифтерии, полиомиелита, коклюша и других инфекций – “Пентаксим”, которая закупалась ПРООН. По подсчетам “Медконтроля”, “Пентаксим” в долларовых ценах обошёлся дороже на 12,5%, чем на закупках Минздрава в 2014 году.
Указывают в “Медконтроле” и на снижение цен на лекарства для пациентов с гепатитом В и С, которые закупала ПРООН. “Средняя цифра снижения цен на препараты по сравнению с Минздравом в 2014 году составила 40,8% по лечению гепатита у детей, и 14,3% – по лечению гепатита у взрослых”, – говорят в организации.
Но дороже обошлись Украине закупки лекарств для пациентов с ВИЧ/СПИД, которые покупала ЮНИСЕФ. “Цены выше, чем в Минздраве в 2014 году, на 19,2% в среднем. В частности, основной препарат “Алувиа”, расходы на который составляют львиную долю затрат по программе, обошелся на 86% дороже в долларах, чем закупали в Минздраве в 2014-м году”, – отмечает Игорь Щедрин.
В целом, по словам Игоря Щедрина, подсчитать общие цифры экономии по всем программам невозможно до тех пор, пока Минздрав официально не обнародует засекреченные цены международных закупок. “В то же время, уже сейчас можно сказать, что “экономия в 200 млн гривен, на которые будут закуплены дополнительные препараты” – миф, потому что по ряду госпрограмм объем закупки пришлось значительно уменьшить, поскольку цены международных закупок оказались выше расчетных. Получается абсурд: сначала объем закупки снижается на 25% (как, в частности, по гемофилии), а потом объявляется об “экономии”, то есть, оставшихся свободных средствах. Это препискомания и очковтирательство со стороны тех, кто занимается подобными манипуляциями”.
Продолжение следует
Несмотря на проблемы с поставками препаратов международными организациями, пациентские организации ждут продолжения реформы. “Наш фонд полностью поддерживает продолжение госзакупок через международные организации, поскольку в тех проблемах, которые возникли в этом году, виноваты не только и не столько конкретные организации, сколько непроработанность всего процесса”, – уверена Ирина Литовченко.
По ее словам, эффективности реформы серьезно мешает человеческий фактор и бюрократия. “Международная организация не могла сделать ни одного шага без письменного подтверждения от Миздрава. Эти подтверждения нужно было ждать неделями, иногда месяцами. Неурегулированными осталось очень много вопросов, которые не лежат в плоскости ответственности международной организации, а должны решить чиновники Минздрава”, – отметила Литовченко.
“Сейчас необходимо изучить весь опыт и решить возникшие проблемы, – уверена эксперт медицинской группы “Реанимационного пакета реформ” Зоряна Черненко. – Механизм закупок лекарств с помощью международных организаций занимает примерно 1,5 года. Если у производителя нет запасов лекарств, то международные организации сначала собирают заявки на те или иные лекарства в разных странах, потом формируют общую заявку на лекарство и производителя, чтобы получить скидку за объем, и только потом запускает производство и производится поставка. Некоторые поставки могут быть меньше по срокам, если у производителя есть запасы препаратов”.
Поскольку Минздрав является заказчиком закупок, он должен поставить задачу перед международным закупщиком “еще и с мыслью о безопасности и эффективности закупаемых препаратов, а не только низкая стоимость и возможностью купить препараты off label”, – уверена Лариса Лавренюк.
Эксперты опасаются, что закупки и этого года, проведение которых должно быть полностью передано международным организациям, могут быть сорваны.
По словам Зоряны Черненко, только в мае международные организации получили от Минздрава проекты договоров о закупках лекарств в 2016 году. “Если документы пришли в мае, то очевидно, что процесс затягивается. Принимая во внимание, что международные организации просят 180 дней на поставку, то даже если мы сейчас приложим все усилия для оперативного подписания договоров, то мы уже точно не успеем завезти лекарства в этом году. Необходимо вести переговоры с международными организациями о сокращении этого срока насколько это возможно”, – говорит она.
Кроме того, по мнению Зоряны Черненко, Украине необходимо искать альтернативные способы для обеспечения населения лекарствами. “Нам необходимо работать над созданием национального перечня лекарств, чтобы избежать коррупции при выборе препаратов, которые необходимо закупать на гостендерах. Кроме того, надо заниматься разработкой реимбурсации, чтобы максимально избежать необходимости самих госзакупок лекарств. Правда, и этот механизм не является панацеей, поскольку и здесь чиновники могут найти возможности для злоупотреблений”, – уверена эксперт.