Вчера, 16 марта, Верховная Рада наконец приняла закон “О присоединении Украины к Соглашению о государственных закупках”.
Почему это важно? Присоединение Украины к Соглашению ВТО о государственных закупках, заключенному еще в 1994 году – очередной шаг в сторону интеграции страны в цивилизованное торговое пространство.
Стоит отметить, что, в отличие от базовых соглашений ВТО, которые должны выполнять все страны-члены организации, соглашение о госзакупках является “более ограниченным”. К нему присоединились лишь 43 страны. Однако среди них: ЕС, США, Канада и Япония – все ведущие экономики мира. Именно поэтому присоединение к этому клубу важно для Украины.
Не последний аргумент – при вступлении в ВТО в 2008 году Украина взяла на себя обязательство присоединиться к соглашению о госзакупках. Хотя дедлайнов, когда мы должны были выполнить такое обязательство, установлено не было, по факту нашей стране понадобилось почти восемь лет на выполнение этого обязательства.
Но ключевой вопрос в другом – какой экономический эффект в действительности будет иметь этот шаг?
“Принятие закона и реализация в дальнейшем положений Соглашения ВТО обеспечит основы для открытия рынков государственных закупок стран-участниц Соглашения для участия поставщиков товаров и услуг в закупках; повысит уровень конкурентоспособности Украины на международных рынках и будет способствовать росту объемов отечественного экспорта; создаст имидж страны, которая реализует в сфере государственных закупок лучшие международные стандарты”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В Министерстве экономического развития и торговли акцентируют на открытии для украинского бизнеса нового большого рынка.
“Для украинского бизнеса открылись рынки госзакупок 48 стран общим объемом $1,7 трлн!!! Большая работа Public Procurement Office успешно завершилась!” – пишет в Facebook заместитель министра экономразвития Максим Нефьодов.
“Это, безусловно, позитивный шаг, который открывает для украинского бизнеса новые возможности в средне- и долгосрочной перспективе. Однако для выхода на мировые рынки госзакупок украинские компании должны вложиться в свою конкурентоспособность, в то время как в ближайшей перспективе эти деньги привлечь им вряд ли удастся”, – уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Конечно, если даже одна украинская отрасль сумеет быстро адаптироваться на новом рынке (чаще всего в этом контексте говорят об IT-секторе), это станет толчком и для других. Однако легкого пути на зарубежные рынки госзакупок не будет.
В этом контексте очень радует, что в министерстве уже стартовала специальная программа помощи бизнесу в выходе на иностранные рынки госзакупок. Хотя такая подготовка требует времени, стратегически это правильный шаг.
Но есть и другой аргумент в пользу присоединения к Соглашению о государственных закупках, о котором в правительстве умалчивали (возможно, чтобы не напугать депутатов перед голосованием))).
Дело в том, что украинские товары и раньше могли участвовать в госзакупках за рубежом. Так же, как украинские органы власти и госпредприятия покупали иностранное оборудование – особенно если не было отечественных аналогов.
Суть соглашения – в запрете дискриминации при госзакупках.
Другими словами – при закупках, которые осуществляет французское или немецкое министерство, украинские производители не будут дискриминироваться в пользу “национальных производителей”.
Но это же означает и невозможность предоставления специальных условий для украинских производителей при госзакупках, которые происходят у нас!
И это, пожалуй, самое главное. Ведь рынок госзакупок до сих пор оставался полем непрозрачных схем и лоббирования (хотя здесь стоит напомнить еще одну победу среды – поддержание премьер-министром регламента Системы электронных государственных закупок ProZorro).
Мощное промышленное лобби в парламенте постоянно поднимало вопрос о необходимости “защиты национального производителя”, имея в виду лишь избранные предприятия.
Но на самом деле такая поддержка означала лишь то, что условия конкурса госзакупок часто устанавливались таким образом, что в них побеждали нерыночные предложения. Как следствие – государство переплачивало и до сих пор переплачивает при государственных закупках, а у украинских производителей не было стимулов для модернизации.
“Присоединение к соглашению станет сверхмощным ударом по украинскому лоббизму”, – такое мнение неофициально ЕвроПравде неоднократно приходилось слышать в контексте присоединения к Соглашению ВТО.
Именно поэтому, чтобы не терять возможности для такого лоббирования, Украина так долго и не ратифицировала Соглашение ВТО.
Но теперь, после 8-летнего опоздания, возможностей для манипуляций становится меньше. И именно это – главная победа, пишет Европейская правда.