Бюджетный “дрейф” с затравкой на инфляцию


11:5222.02.2015

На внеочередном заседании правительство одобрило изменения в бюджет 2015 г. Базируются они на рекомендациях МВФ. По крайней мере, так говорят высшие чиновники страны. Для которых уже стало (не)доброй традицией оправдывать все просчеты военными потерями, а непопулярные решения — требованиями кредиторов. Однако нынешние действия — не просчет и не реформа, они сродни преступной бездеятельности. Имея реальную возможность внести принципиальные изменения в госбюджет, Кабмин предлагает косметические правки, нисколько не меняющие суть документа. Закладывая относительно реальные макропоказатели, правительство продолжает настаивать на совершенно нереальных объемах наполнения бюджета, напрочь отказываясь урезать его расходную часть. Складывается впечатление, что на Печерских холмах до сих пор не определились с закладываемым при бюджетных расчетах обменным курсом (на бумаге одно — в уме совсем другое) и используют старые наработки, которые неприменимы в текущей ситуации.

Инфляцией единой

Несмотря на то, что эксперты в один голос назвали уже принятый бюджет-2015 “раздутым и невыполнимым”, Минфин счел рациональным его увеличить, а не уменьшить. Увеличились и доходы, и расходы, и дефицит, и госдолг, и закладываемый валютный курс, и инфляция. По большому счету, все, кроме, конечно, благосостояния населения.

Доходная часть увеличена без малого на 22,2 млрд грн по сравнению с действующим госбюджетом и на 134 млрд (37%) — с прошлогодним его вариантом. При этом ожидается падение реального ВВП на 5,5% и увеличение номинального – на 22% (до 1,85 трлн. грн.).

109543

Попутно важно отметить, что в 2014-м, когда рост потребительских цен согласно даже официальной статистике раскрутился до 24,9%, бюджетные доходы выросли лишь на 24,4 млрд грн (всего 5,51% к “факту” 2013-го). При этом за прошлый год экономическая ситуация существенно ухудшилась, упало производство, прекратились инвестиции, замерло кредитование. Где же планирует Минфин взять еще 22 млрд к тем 475 млрд грн, источники которых также неясны. В основном, очевидно, ставка сделана на инфляцию, которая, в частности, позволит увеличить поступления внутреннего НДС на 4,9 млрд грн, а импортного — на все 8,9 млрд. Теоретически, при не падающем спросе инфляция действительно должна работать, ведь, покупая килограмм гречки за 8 грн, украинец платил в казну 1 гривню 30 копеек НДС, а покупая этот же килограмм крупы за 25 грн — уже 4,16 грн. Однако эксперты в один голос говорят о том, что спрогнозировать уровень инфляции сколько-нибудь точно сейчас просто невозможно. МВФ считает, что это будут 27%, НБУ — 19%, в действующий бюджет закладывали 13%, а в нынешние поправки — уже 26%.

Как сами двузначные показатели, так и такой широчайший разброд и шатание в оценках показывают, что ценовая ситуация в стране явно выходит из-под контроля.

Особенно учитывая то, насколько ограничен инструментарий и возможности НБУ в борьбе с инфляцией, сколько ни декларируй переход к ее таргетированию. В монетарном ведомстве и сами признают это, отмечая в материалах к состоявшимся на нынешней неделе парламентским слушаниям, что “снижение совокупного спроса и переток сбережений из банковского во внебанковский (читай — теневой) сектор существенно сужают возможности Национального банка в части регулирования денежно-кредитного рынка и, соответственно, достижения стабильно низких темпов инфляции”.

Указанное выше дает четкое осознание того, насколько опасная затеяна игра с девальвационно-инфляционным огнем. И пусть никого не тешат увещевания, что основными составляющими роста цен будут очередное административное повышение энергетических и коммунальных тарифов да девальвационное увеличение стоимости импорта (за которыми уже галопом помчались и внутренние цены). Массированную эмиссию НБУ на покрытие нужд госбюджета в недрах ведомственной отчетности и статистики по операциям с ОВГЗ ведь не скроешь…

Счастье еще, что в нынешнем году благодаря хорошему урожаю и падению потребительского спроса цены на продукты питания остаются относительно стабильными (а кое-где даже снижаются). Однако страна еще очень хорошо помнит, что такое тотальный дефицит и пустые полки магазинов. Как и то, как быстро порой денежные знаки могут превращаться в обыкновенные фантики, стоящие дешевле потраченной на них бумаги… В связи с этим правительственный прогноз на 2016 г., предполагающий снижение темпов потребительской инфляции до 7%, выглядит слишком самонадеянным и непонятно чем подкрепленным, кроме необходимости взять почти комсомольское обязательство перед Вашингтоном (как говорится, партия сказала “надо!”…).

Помимо раскручивающейся инфляции, в бюджете крайне плохо просматриваются источники, на которые могли полагаться в Минфине и правительстве, закладывая такое повышение поступлений. На сегодняшний день очень плохо прогнозируема ситуация внутри страны, а из-за плохой предсказуемости внешних факторов сложно оценить и потенциальные валютные поступления. Уже произошедшая девальвация бьет многолетние рекорды, по своим масштабам она сопоставима с аналогом 1998–2000 гг. Это также усложняет прогнозирование, так как отечественная система национальных счетов начала работать лишь в 2002-м. Поэтому очень многие данные просто не с чем сравнивать. И один из ключевых вопросов на сегодняшний день — насколько адекватны любые прогнозы относительно влияния той ценовой динамики, на которую рассчитывает правительство. “Даже если у нас будет гиперинфляция (что выглядит очень вероятно), и номинальный ВВП даст запланированный рост доходов бюджета, на момент, когда такой результат станет реальностью, наши обязательства в гривне вырастут на несравнимо большую сумму и будут требовать еще большей эмиссии гривни. Поэтому очень печально, что Кабмин решил пойти таким путем”, — считает экономист Дмитрий Боярчук.

При этом та самая поддержка МВФ, по мнению эксперта, от галопирующей девальвации не спасает. “Даже если МВФ нам предоставит 10,8 млрд долл., максимум возможного, по словам Яресько, этого будет достаточно, только чтобы расплатиться по долгам. То есть вопрос с дефолтом снимается, но что делать с напечатанной гривней?” — задается вопросом г-н Боярчук. Теоретически Украине могут помочь другие доноры, но мы помним, что в прошлом году Украину поддерживали по большей части обещаниями (кто в этом виноват — это уже отдельный вопрос), так что рассчитывать на помощь других доноров нужно с большой осторожностью.

В то же время благосостояние населения под гнетом девальвации продолжит снижаться, и достаточно быстро возможности людей покупать гречку даже по 25 грн исчерпаются. Индекс потребительских настроений в Украине в январе 2015 г. составил 45,8, что на 6,7 п.п. меньше, чем в декабре 2014-го (данные ежемесячного исследования GfK Ukraine). Это — наибольшее его падение за последние пять месяцев. Еще больше — на 8,8 пункта — просел индекс текущего материального положения. И несмотря на то, что этот показатель традиционно проседает в январе, в условиях замороженных на год социальных стандартов и минимум 20-процентной инфляции наверняка он существенно не увеличится.

“Налоги уже сейчас на 50–60% уплачиваются авансом, при этом долг государства за возмещение НДС растет, а экономика продолжает сокращаться. В таких условиях никаких оснований, кроме инфляционных, для увеличения поступлений от налогов нет, — объяснил ZN.UA Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. — При этом я очень сомневаюсь в адекватности расчетов налоговых поступлений хотя бы исходя из того, что грамотно спрогнозировать результаты 2015 г. на сегодняшний день не сможет никто. Да и те методы, которыми руководствуется государство для наполнения бюджета, уже давно выходят за экономическую плоскость. Например, компании, претендующие на возмещение НДС, должны заплатить налоги “наперед”, это уже шантаж, ничего общего с экономикой не имеющий”.

Еще 2 млрд грн правительство планирует получить благодаря ввозным пошлинам, 1,3 млрд — благодаря поступлениям от других стран (девальвация и здесь в счет, конечно), а остальное, по-видимому, посредством увеличения фискального давления. В частности, за счет повышения ренты за пользование природными ресурсами с 20 до 70% правительство намерено получить дополнительно свыше 9 млрд грн. Однако с оглядкой на затеянный вокруг этого новшества “сыр-бор” и персоналии интересантов процесса, насчет реальной осуществимости этих планов пока одолевают сомнения.

Сомнительны и планы Минфина собрать на 2,5 млрд грн больше налога на прибыль за счет увеличения финансового результата по налогообложению. Объективно факторов, способствующих увеличению прибыли отечественных предприятий, нет. Более того, по данным Госстата, количество убыточных компаний уже превысило 44% от их общей численности, а их консолидированный минус перевалил за 215 млрд грн. Причем в наибольшей степени пострадали предприятия промышленности, строительной, торговой и транспортной отраслей, грубо говоря, те, на ком держится львиная доля внутреннего производства. Где же возьмутся дополнительные 2,5 млрд? И не отразится ли “увеличение финансового результата” на количестве убыточных, которое продолжит расти в 2015-м?

По информации Леонида Рубаненко, президента Союза налоговых консультантов, “улучшения” в администрировании уже идут полным ходом. “Действующий мораторий на внеплановые проверки нисколько не сковывает ГФС. Так как многие предприятия задерживают зарплаты или сокращают сотрудников, то найти того, кто согласится написать кляузу на руководство, не составляет труда. После чего представители ГФС в конце рабочего дня вламываются в кабинеты директоров, выгоняют юристов, изымают документы, откровенно терроризируют персонал, — рассказал ZN.UA г-н Рубаненко. — Причем это повсеместная практика, к нам обращались уже руководители предприятий из разных областей, буквально на днях из Харьковской и Сумской, — схема действий налоговой совпадает. И речь, что неприятно, идет не о жуликах, а о компаниях, заводах, которые работают десятилетиями, исправно платят налоги и всегда были готовы пойти навстречу и заплатить наперед”. Как видно, несмотря на декларации властей о дерегуляции и реформах, ГФС воспринимает любое повышение планов по наполнению бюджета как прямое руководство к действиям, явно выходящим за правовые рамки и прямо противоречащим европейскому курсу власти.

Секвестр будет, но не сейчас

При этом какой-либо внятной экономии средств не предвидится, ведь ее не было и в действующем бюджете, в который была заложена 13-процентная инфляция (теперь этот показатель увеличен до 26%). Расходы даже в откорректированном варианте опережают доходы и настолько существенно, что дефицит бюджета, в случае принятия поправок, превысит 76 млрд грн, или 4% от ВВП. По сравнению с декабрьской версией расходная часть бюджета увеличилась на 34,7 млрд грн, 21,5 млрд из которых — это обслуживание внешнего долга, увеличение затрат на которое обусловлено девальвацией. Еще 12,5 млрд грн — субсидии для населения, 2,9 млрд — помощь переселенцам из зоны АТО. Субсидии необходимы как компенсация увеличения тарифов, одного из основных требований МВФ, настолько для фонда принципиального, что он согласился даже на увеличение бюджетного дефицита. Вот только цена этим стараниям, увы, невысока.

109544

По данным Госстата, задолженность населения за оплату коммунальных услуг только за декабрь выросла на 7,4%, превысив 14,7 млрд грн. Исправно люди платят только за электричество, а за все остальные коммунальные услуги стандартно недоплачивают, причем от месяца к месяцу ситуация все хуже. Почти наверняка рост тарифов на газ и теплоснабжение, потребовавший дополнительных трат на субсидии, только увеличит сумму долга. “Будем надеяться, что анонсированное изменение системы предоставления субсидий поможет решить проблему с хроническими неплатежами. В противном случае все предпринятые меры будут иметь обратный экономический эффект, — считает аналитик Александр Жолудь. — На сегодняшний день ситуация катастрофическая. С одной стороны, экономика в глубокой рецессии, которая началась еще во втором полугодии 2012-го, и у многих граждан действительно нет возможности оплатить коммунальные услуги. Но с другой — к неплательщикам относятся слишком лояльно, а возможности на них влиять ограничены, что приводит к явным злоупотреблениям”.

Долгожданная экономия выразилась в уменьшении трансферта Пенсионному фонду почти на 4 млрд грн. Это, в сущности, “мелочь” по сравнению с общим объемом формируемого нынешней солидарной пенсионной системой квазифискального дефицита на фоне абсолютной индифферентности властей к проблемам пенсионной системы.

Условно позитивным можно считать уменьшение бюджетных обязательств НБУ на 4,5 млрд грн (с 65 до 60,5 млрд). Вот только в 2014-м Нацбанк выдал казне на треть меньше, и, за исключением эмиссионных манипуляций, предпосылок, позволяющих ему настолько увеличить вклад в бюджет, не просматривается.

Финансирование НАК “Нафтогаз Украины” также пока запланировали уменьшить — на 1,8 млрд грн (с
31,5 до 29,7 млрд). Как видим, это также не принципиальное для текущей картины уменьшение. Всего по разным статьям правительство сэкономило порядка 7,8 млрд грн. Это, конечно, какой-то результат, но принципиально ситуацию не меняющий. Ведь параллельно выросли расходы Мининфраструктуры (+1,04 млрд грн), Укравтодора (+1,7 млрд), Государственного космического агентства (+900 млн), Минздрава (+1, 1 млрд), Министерства иностранных дел (+500 млн) и многих других. Очень любопытное совпадение: 300 млн правительство решило сэкономить на реформе образовательной отрасли и выделить 300 млн на компенсацию ставок по кредитам для аграрного сектора. Это, по идее, должно привлечь свыше 5 млрд грн инвестиций в отрасль. Как говорится, дай-то Бог!

При этом план заимствований увеличен на 35,3% (до 397,4 млрд грн — сумма эквивалентна почти 80% недолговых поступлений госбюджета), в том числе в валюте — на 58,4% (до 286,74 млрд в гривневом эквиваленте). Напомним, текущая редакция бюджета предполагала их незначительное, на 0,5%, но все же сокращение. При этом в спецфонд благодаря международным кредитам планируют привлечь те же 14,16 млрд грн, что и в декабрьской версии госсметы. Повысили в законопроекте и планируемые объемы погашения государственного долга на 58,4% (до 158,88 млрд грн), в том числе внешнего — на 26,7% (до 123,6 млрд грн, эта сумма на 80% превысила зафиксированный объем выплат в 2014-м). Объем обслуживания госдолга увеличился на 24%, с 74,6 до 92,6 млрд грн, что на 55% выше прошлогоднего показателя. А предельный размер госдолга повышен с 1,176 трлн грн до 1,394 трлн. Конечно, мы помним, что действующий бюджет рассчитывался по курсу 17 грн/долл., а ныне закладываемое его значение — 21,7 грн/долл., что автоматически увеличивает на 27,6% суммы, зафиксированные в декабре. А теперь вспоминаем о курсе нынешнем, который уже перевалил за 28 грн/долл. И делаем выводы.

109545

Все без исключения опрошенные ZN.UA эксперты считают, что секвестр бюджету необходим, многие полагают, что их (секвестров) должно быть несколько, и ни один не считает удовлетворительным предложенный правительством вариант измененного бюджета.

Эффект обманутого ожидания

Увидев окончательную еще действующую версию, принятую наспех за несколько дней до нового года, все констатировали, что выполнить такой бюджет невозможно. На что правительство поспешило заявить, что в феврале госсмета будет отредактирована. Все ожидали секвестра, но он не состоялся. Действительно, изменения есть, но они связаны исключительно с курсовой и инфляционной переоценками. К сожалению, ситуация с формированием расходной и доходной частей осталась неизменной. Единственное, что отмечается, — это выделение дополнительных средств на предоставление субсидий населению в соответствии с требованиями МВФ, мотивированное одним из принципиальных требований фонда — повышением тарифов на газ. Но и их выплаты при отсутствии ресурсов для наполнения доходной части под вопросом.

“Конечно, предложенный вариант более реалистичен, но это не означает, что в него не надо вносить изменения. И я думаю, что они будут вноситься в течение года неоднократно, — считает Александр Жолудь. — Причем, по моему мнению, больше внимания нужно уделить именно сокращению расходов на госаппарат, так как наша система госуправления неэффективна, а ее содержание требует немалых средств, которые в нынешней ситуацию было бы рационально направить на другие нужды”.

При первоначальном расчете финансового ресурса на 2015 г. отталкивались не от фактических, а от плановых показателей 2014-го, это и было главным просчетом уже принятого бюджета. Так как план прошлого года в результате выполнен не был, это дало колоссальный разрыв между объемами налоговых поступлений прошлого года и планами на 2015-й. Завысив планы еще больше с учетом непрогнозируемой, но неминуемой инфляции, правительство окончательно обрекает бюджет на провал.

Ведь основным вызовом в итоге станет изначально заложенный в документ механизм самоподдерживающейся девальвации. Запланированные объемы расходов даже при курсе
21,7 грн/долл. все равно потребуют эмиссии. В результате гривня будет обесцениваться, а потребности в докапитализации банков, поддержке “Нафтогаза” и расходах на обслуживание госдолга продолжат расти, требуя очередных эмиссий и, как следствие, новых витков девальвации и инфляции. Вопрос, кто за все это в итоге заплатит, — из разряда риторических. Хотя в кошельках у подавляющей части населения уже и так пусто. И реальная его покупательная способность благодаря напечатанным для покрытия разрывов дефицита госбюджета гривням точно не улучшится. Как минимум, в нынешнем году.

Юлия Самаева, Юрий Сколотяный, Зеркало недели.



© Inshe.tv

Share Button
TwitterFacebookGoogle PlusYoutube