В целом 2018 для мира начнется с хороших новостей. Через десять лет после начала финансового кризиса, рост мирового ВВП наконец начало восстанавливаться. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, мировая экономика вырастет более чем на 3,5% в 2018 году – это самые быстрые темпы за последние восемь лет. Но на экономические процессы как никогда будет влиять внутренняя и внешняя политика стран. Какие же изменения ждут Украину, ее соседей и ведущие государства мира? Об этом пишет Радио Свобода по материалам американского аналитического центра Stratfor.
Украина страна проведет 2018 в подготовке к парламентским и президентским выборам. Вполне вероятны протесты и потрясения во власти, не исключается возможность досрочных парламентских выборов. Но при этом страна не изменит своего прозападного курса, прежде всего обусловлено войной на ее восточных территориях. Несмотря на процесс переговоров между США и Россией относительно конфликта на Донбассе, в том числе возможный прогресс в попытке разместить миротворцев ООН на оккупированных территориях, более основательного решения конфликта в 2018 году ожидать не стоит. США и западные партнеры продолжат оказывать политическую, экономическую и политику безопасности поддержку Украине, которая одновременно будет стремиться укрепить отраслевую интеграцию с Польшей и государствами Балтии. Между тем Россия будет наращивать свою гибридную военную кампанию против Украины и ее союзников, не пренебрегая кибератаками и убийствами.
Соседняя Молдова может начать откат своей проевропейской политики, в случае победы на парламентских выборах в ноябре 2018 пророссийских сил, связанных с Игорем Додоном, действующим президентом республики. В связи с этим аналитики прогнозируют широкие протесты до или после выборов.
Основные споры в политической Европе будут продолжаться между позициями двух столбов Европейского союза: поддержкой Францией увеличения государственных расходов и более сдержанной политикой расходов Германии. Италия рискует поставить под угрозу европейскую валюту и изолировать себя, там евроскептические силы после вероятной победы на весенних выборах в парламент могут начать выводить страну из зоны евро, или хотя бы шантажировать этим остальные ЕС.
В 2018 году Польша и Венгрия будут упорно защищать свою внутреннюю политику от попыток структур ЕС вмешиваться в нее, тогда как Чехия и Словакия продолжат более прагматичную политику компромисса с Западной Европой.
В это время Россия будет использовать существующее трения между европейскими странами с помощью «трубопроводной» политики и пропаганды. Со своей стороны, ЕС продолжит утверждать, что снятие санкции из России возможно только после полного соблюдения мирного плана по Украине, при этом вряд ли пойдет на их расширение, ведь вопрос о санкциях уже стало предметом споров внутри Европы. В ситуации, когда изоляция России на Западе будет расти, она будет стараться распространить свое влияние на Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. Важнейшим тестом для Кремля станут президентские и региональные выборы в условиях ряда внутренних кризисов. Несмотря на официальные заявления о выходе из экономической рецессии, Россия входит в длительный период стагнации – что сопровождается банкротством банков, предприятий и региональных правительств. На политической арене Путин будет вынужденным отвечать на вызовы роста прослойки недовольной оппозиционной молодежи, а также фигур президента Чечни Рамзана Кадырова и нефтяного магната Игоря Сечина.
Китай будет заниматься в основном внутренними реформами, а именно попытками перераспределения богатства (в Китае одна из худших ситуаций в мире по неравенству доходов, где 1% владеет третью активов страны) и борьбой с загрязнением окружающей среды.
Гражданская война в Сирии не закончится в связи с прямо противоположными интересами Ирана, Турции, России и самой Сирии, прямо или косвенно участвующих в ней.
США скорее всего откажутся от превентивного удара по базам северокорейского ядерного оружия, который может вернуть мировую экономику в период стагнации, откуда она только начала выходить. Углубление сотрудничества между Китаем и Россией будет составлять стратегическую угрозу для США, которые начнут усиливать своих евразийских партнеров.
Влияние на внешнюю политику США будет идти от споров между администрацией Дональда Трампа и Конгрессом, как в случае с вопросом снятия антироссийских санкций, когда Конгресс связал руки американскому президенту, только усилив их. Ту же судьбу может постигнуть попытки президента США проводить протекционистскую торговую политику. Но, как отмечают аналитики Stratfor, Дональд Трамп имеет больше возможностей проводить личную политику, чем его предшественники, поскольку не считает себя обязанным Республиканской партии или своим советникам, что будет держать мир в напряжении из=за неполной ясности дальнейших шагов Белого дома.
В общем, экономическая взаимозависимость, взаимное недоверие и ненадежные гарантии безопасности поощрять мировых игроков постоянно балансировать между союзничества и враждой. Такие «подвижные» отношения и определять глобальный мировой порядок в 2018 году.
Напомним, еще в сентябре прошлого года Stratfor, по поводу появившихся надежд на миротворцев, заявил, что Россия не пойдет на уступки по Донбассу