В Европе процветает многомиллиардная индустрия продажи паспортов богатым иностранцам. Первыми готовы отдать за европейское гражданство несколько миллионов россияне и китайцы, пишет журнал Новое Время.
Двойная выгода для принимающих стран
По наблюдениям экспертов, многомиллиардная государственная индустрия продажи виз и гражданства иностранцам набирает обороты во всем мире. Хотя законодательные положения о привлечении состоятельных мигрантов существуют во многих странах, сейчас все больше государств стремятся активизировать их применение, говорит Кристин Сурак, доцент Школы восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета, специалист в области международной миграции.
Страны, где действуют такие программы, помимо государственных бондов, предлагают иностранцам возможность инвестировать в недвижимость либо национальный экономический фонд. А, например, в Португалии приветствуются вложения в проекты реставрации объектов искусства и научную деятельность.
Самыми активными Сурак называет программы Кипра и Мальты. “В Австрии тоже есть свой более неформальный канал предоставления гражданства за весомый экономический вклад в страну, но натурализованных [таким путем] там намного меньше, чем в Средиземноморье”,- делится наблюдениями эксперт.
Причины того, что маленькие средиземноморские страны охотно принимают у себя богатых иностранцев, очевидны, продолжает мысль Кристиан Йоппке, профессор социологии в швейцарском Университете Берна, который занимается сравнительными исследованиями иммиграции и интеграционных политик. “Это важный источник дохода”, – говорит он.
К тому же для принимающей страны проживающие на ее территории обладатели золотых виз становятся не просто инвесторами, а создателями новых рабочих мест и состоятельными налогоплательщиками.
Зачем покупают гражданство
В европейской регистрации состоятельных иностранцев привлекают высокое качество жизни, возможность обеспечить безопасность себе и собственному капиталу, оптимизировать налогообложение своего бизнеса, а также расширить личную мобильность: свободно передвигаться в Шенгенской зоне и за ее пределами.
“Кто хочет иметь роскошную виллу или яхту в раздираемой войной или крайне бедной стране, когда можно купить золотую визу и наслаждаться той же роскошью в высокоразвитых странах?” — задает риторический вопрос НВ Адам Фолдес, советник в сфере адвокатуры международной антикоррупционной организации Transparency International.
В компании Arton Capital, специализирующейся на инвестиционной миграции и за последние пять лет проконсультировавшей около 2 тыс. инвесторов, НВ рассказывают: до 70 % их клиентов составляют китайцы, а следующими по частоте обращений являются выходцы из ближневосточных и постсоветских стран, в частности России.
“В таких странах, как Мальта и Кипр, процент россиян [среди наших клиентов] более значительный”,— отмечает Руперт Райт, пресс-секретарь Arton Capital.
В Arton Capital говорят, что, помимо Кипра и Португалии, их клиенты нередко выбирают для инвестиционной миграции Болгарию. “В этих странах прозрачные программы с хорошим управлением, очень конкурентные и со множеством инвестиционных опций”, – поясняет Райт.
Правда, путь к получению болгарского гражданства лежит через оформление вида на жительство и нескольких этапов инвестирования. Тогда как, например, на Кипре выполнивший все условия инвестор получает паспорт уже через три месяца, а на Мальте – через год.
Коррупционные риски
Некоторое время программы “гражданство за инвестиции” действовали также в Венгрии и Черногории. Однако в обоих случаях общественность заподозрила в них коррупционную составляющую, и схемы были отменены.
Хотя сами по себе схемы золотых виз не являются инструментом отмывания средств, они обеспечивают широкие возможности для легализации серых капиталов в западной стране, признает Фолдес из Transparency International.
При этом многое зависит от организации процедуры. Например, мальтийская программа инвестиционной миграции представляется довольно прозрачной и способна выявлять сомнительных кандидатов на гражданство. Эта страна, в частности, публикует списки своих новоиспеченных граждан.
“В этом отношении кипрская программа – полная противоположность”, – с сожалением констатирует Йоппке.
Читайте также: Коломойский и Боголюбов купили кипрское гражданство – Guardian