Сегодня БПП совершила ошибку. Не только юридическую, но и политическую, и ценностную. Решение съезда о лишении мандата ряда депутатов – не просто варварство с точки зрения европейских норм и стандартов демократии, но еще и опасно как прецедент. Фракия БПП – самая большая в парламенте, и лишая мандата неугодных депутатов за критику, она подает пример остальным, написал Мустафа Найем в своем блоге на Украинской правде.
Я не хочу идеализировать своего коллегу Егора. С ним не всегда легко, как и все мы, не любит соблюдать фракционную дисциплину и не всегда бывает объективен и корректен. Но, очевидно, этих причин недостаточно, чтобы лишать народного депутата мандата, который он получил от избирателей.
Вся вина Егора Фирсова в том, что он в рамках Антикоррупционной платформы БПП открыто говорил о коррупции в рядах фракции, давал публичные интервью, а когда это стало невозможным без постоянных конфликтов, принял для себя решение выйти из фракции. И именно за это его теперь лишают мандата. И именно поэтому я буду отстаивать его любыми доступными мне способами.
ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Судя по всему, требуя лишения мандата Егора Фирсова, БПП будет ссылаться на ч. 6 ст. 81 Конституции Украины, согласно которой полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае его выхода из состава фракции политической партии, по спискам которой он был избран. При этом указывается, что в таком случае полномочия народного депутата прекращаются досрочно на основании закона по решению высшего руководящего органа партии.
Но, как уже многие заметили, соответствующего закона (о котором идет речь в Конституции), регулирующего процедуру принятия решения о лишении мандата в законодательном поле, нет. А значит, у партии не было юридического права на принятие такого решения. Съезду партии просто не на что ссылаться! Ссылка на прямую норму Конституции некорректна, поскольку в той же норме Основного закона указана необходимость наличия соответствующего закона.
Таким образом, решение партии не просто незаконно, оно еще и неконституционно.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В решении съезда БПП есть еще один важный нюанс. Дело в том, что даже если допустить, что кто-то в юридическом аппарате партии трактует Конституцию иначе, чем все здравомыслящие юристы, нигде, ни в одной норме Конституции или законов Украины не указано, что в случае, если депутат выходит из фракции, партия обязана лишать его мандата. Иными словами, даже если бы был соответсвующий закон, лишение мандата – НЕ обязанность съезда, а его ПРАВО. Так же, как, например, президент в случае распада коалиции получает право распускать парламент, но не обязан этого делать.
То есть партия могла принять решение лишить Фирсова мандат, а могла и не принимать такого решения. Как решил съезд БПП, мы знаем. Подчеркну еще раз – вопреки нормам Конституции.
Теперь давайте поговорим честно. В чем главная причина выхода Егора из фракции, и почему теперь его лишают мандата.
Нарушил ли Егор программу партии БПП? Нет.
Совершил ли Егор какое-либо уголовно наказуемое преступление? Нет.
Давал ли Егор основания подозревать его в коррупционных деяних? Нет.
Таким образом, БПП на своем съезде совершенно сознательно принял неконституционное решение лишить мандата Егор Фирсова за критику тех явлений, против которых руководство партии и фракции ежедневно выступает с трибуны и с экранов телевизора.
И именно поэтому я буду отстаивать мандат Егора Фирсова любыми доступными мне средствами. Иначе следующим может быть кто угодно в любой другой фракции, – написал Найем.