Уважаемые читатели, предлагаем вам интервью с депутатом Николаевского городского совета Александром Репиным, который возглавляет постоянную комиссию по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной собственности и благоустройства города, а также является многолетним председателем Ассоциации ОСМД города Николаева.
– Александр Владимирович, вы как депутат городского совета, как председатель Ассоциации ОСМД города, можете дать оценку состоянию жилищно-коммунального хозяйства города Николаева?
– Как бы жители города не относились к работе ЖЭКов, как бы они не оценивали их работу словами «Они ничего не делают – мы платить не будем» – это неправильно. Я вижу работу сферы ЖКХ другими глазами и могу ответственно сказать: «Спасибо этим людям, которые за эти тарифы, экономически необоснованные, содержат город в любой ситуации. В городе не допущено ни одного апокалиптического случая. Свежий пример – на Образцова, 6. Все силы города брошены на восстановление этой крыши. Ситуация со снегопадом. Да, работники ЖЭКов увольняются на время стихии. Никто не задаёт вопрос, почему они это делают. Спасибо этим бабушкам в оранжевых жилетках. Если бы они не работали всё остальное время, то было бы совсем худо. Нам бы пришлось бы всем одевать эти жилетки, брать метёлки и мести. Я считаю, что наше жилищно-коммунальное хозяйство работает удовлетворительно.
– С 1 июля вступает в силу Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме»…
– Этот закон и сейчас работает. Пожалуйста, создавайте ОСМД, создавайте домовые комитеты, пожалуйста, работайте, интересуйтесь управляющими компаниями.
– Как вы думаете, этот закон реально изменит сложившуюся ситуацию на рынке коммунальных услуг?
– Я считаю, что изменит. Может, это хорошо, что из Киева не пришли инструкции и подзаконные акты. Есть закон и срок исполнения. Хорошо это или плохо? Это заставит городскую власть и депутатский корпус проникнуться реализацией этого закона. Я всегда сторонник мысли, что всё, что касается города, решается в городе, а не в Киеве. Это намного проще и понятней. Очень важно, что этот закон будет внедрён снизу, а не сверху, но низы должны захотеть.
– А сможет ли этот закон побороть так называемую «коммунальную мафию»?
– Коммунальной мафией это назвать смешно. Пусть тот, кто говорит о мафии, придёт и посмотрит возрастной контингент, оплаты, и как они балансируют на этой грани, чтобы удержать людей, заплатить налоги. Понятно, что ОСМД «разруливает» ситуацию, поскольку любой ЖЭК является плательщиком налога на прибыль и плательщиком НДС. Только он начислил квартплату, начислил зарплаты – тут же должен заплатить налог на прибыль. Он ещё не получил эту прибыль, ведь он по начислениям работает. Вопросы, связанные с тарифами на содержание домов, это танец с бубнами. Мы танцуем уже 5 лет, рассказывая о социальной защищённости и выдумывая причины. Но никто не хочет взять на себя ответственность. Как можно содержать ЖЭК, заложив минимальную зарплату 676 гривен, заложив электроэнергию по 40 копеек за киловатт, заложив вывоз мусора в редакции 2009 годы. Мы ставим их заведомо в проигрышную ситуацию, и когда эти ЖЭКи приходят на сессию горсовета и просят погасить эту разницу, мы нарушаем принцип социальной справедливости. Не обязан город оплачивать разницу в тарифах за счёт всех жителей города. Эту цепочку надо разорвать. Что бы ни говорили на ЖЭК «Південь», когда они пришли просить 3 миллиона, да, с одной стороны надо бы сказать «Уважаемый господин Танцюра, пошёл вон, ты не умеешь работать», а с другой стороны он скажет «Ребята, нужны экономически обоснованные тарифы, чтобы с ними работать». И мы сами себя загоняем в Прокрустово ложе. Надо искать выход, и выход даёт этот закон, который говорит, что люди являются собственниками. Так как эти квартиры находятся в многоэтажных домах, они становятся совладельцами многоквартирного дома. И закон им предлагает стать совладельцами многоквартирного дома. Это есть форма управления совместным имуществом. ОСМД не торгует вашими квартирами, но ОСМД содержит все внутридомовые коммуникации, придомовую территорию, крыши, подвалы, всё остальное.
– Можно сказать, что вступление в силу этого закона обязательно приведёт к росту квартплаты?
– Ещё 5 лет назад закон определил, что не может быть тариф общим или привязанным к какой-то территории, к какому-то предприятию. Тариф должен быть подомовой. Это всё разработано. То, что я говорил о танцах с бубнами: мы танцуем и говорим о какой-то социальной составляющей. Нет. Составляющая должна быть самая гадкая. Деньги. Многие за 20 с небольшим лет не удосужились подумать, что они не квартиру приватизировали, потому что квартира – это воздух между стенками соседей. В итоге приватизации вы получили весь дом, и этот дом называется единый инженерно-технический комплекс. Вы не можете вынуть свою квартиру, вы живёте в объединении с другими совладельцами. Не будет другого варианта. В 1993 году закон вам дал право собственности, и вы его взяли, прицепом получив обязанность содержать свою собственность. Объясните мне, недалёкому человеку. Если придёт житель Матвеевки, Коренихи или Слободки и попросит у города 10 листов шифера просто так. Что город ответит? Это – твой частный дом. Откуда у вас хватает наглости прийти, загибать пальцы и рассказывать, что город должен вам отремонтировать дом. Закон делает революцию в голове таких собственников. Или это твоё, или отдай городу, и город будет содержать твою крышу. Я – сторонник социальной справедливости. Я не агитирую за ОСМД. Я вижу проблему намного шире и говорю, что страна беременна не реформой ЖКХ, а революцией ЖКХ, революцией в мозгах людей, которые в такой ситуации не хотят понять, что их квартира начинается с двери подъезда.
– И появление управляющих компаний поможет вывести оказание коммунальных услуг на новый уровень?
– Я – сторонник введения подомового тарифа. Подомовой тариф определяет стоимость услуги по содержанию конкретного дома, он экономически обоснован. Это должно быть опубликовано на сайте горсовета. Любой житель города сможет это посмотреть. Закон говорит, что если вам не нравится этот тариф, вы создаёте ОСМД и хозяйствуете сами. Если вам всё равно – за вас это решит город. Если вы слегка не готовы к этому и знаете, что не хотите платить эти деньги, вы создаёте домовой комитет, проводите собрание и имеете право по этому закону самим выбрать исполнителя услуги по содержанию вашего дома и заключить с ним договор.
– То есть, подомовой тариф рано или поздно будет внедрён…
– Очень даже рано, вы даже не представляете, насколько рано. Для этого нужна просто команда – готова вся методика. Только мэр или исполком дают команду, мы «разруливаем» сразу этот рынок. Что сейчас сдерживает этот рынок? Монопольное положение ЖЭКов. Никто на этот рынок не придёт. Поверьте, за 1,5 гривны (с квадратного метра жилья – прим.) невозможно содержать дом. Люди платят 70 или 100 гривен за содержание дома, а требуют услуг на 1000 гривен. Если мы дадим экономически обоснованный подомовой тариф, то появятся управленческие компании. Самое главное, что люди должны понять, что они являются собственниками и имеют право выбрать исполнителя услуги.
– Учитывая эти факторы, вы ожидаете бума создания ОСМД в городе?
– Я ожидаю бума создания ОСМД после того, как будут приняты подомовые тарифы. Пример Очакова. Когда им сказали, что тариф составит 5 гривен с квадратного метра, весь Очаков очутился в ОСМД. Как только будет тариф 5 гривен, у нас будет очередь у государственного регистратора. Если серьёзно, то когда люди слышат экономически обоснованный тариф, они оперативно принимают решение. Наша задача – зайти людям в голову и сказать, что это их собственность. Можно почитать опыт приватизации квартир в Восточной Европе. Там бесплатно квартиры никто не отдавал. Люди выкупали их за деньги, которые отправлялись на ремонты этих домов.
– Одним из сдерживающих факторов для создания ОСМД называют действия монополистов – водоканала, «Николаевоблтеплоэнерго» – когда они с помощью счётчиков загоняют жителей в каббалу. Например, во время сессии горсовета депутаты поднимали вопрос о том, что тепловики заходят в дом, где есть счётчик, после чего делают невозможным регулировку температуры подаваемого теплоносителя.
– Если у ОСМД есть счётчик, и этот счётчик находится на балансе ОСМД, они к себе никакие инспекции не пускают, потому что счётчик на балансе жильцов, у них заключён договор, и в договоре об этих пломбах не говорится ни слова. Если они вешают пломбу – составляется акт, он должен быть передан кому-то на хранение. ЖЭКу всё равно, насколько открыты задвижки – они принимают эти пломбы на сохранность и всё. ОСМД говорит: «У нас в договоре не сказано ни слова ни о каких пломбах».
– А как быть с претензиями горожан к «Николаевводоканалу», что он устанавливает общий прибор учёта на дом, который «наматывает» нереальные показания?
– У ОСМД есть разная природа возникновения. Одни были созданы на базе ЖСК, которые были перерегистрированы в ОСМД. Вторая категория – дома, построенные в течение последних 20 лет. Третья категория – дома бывшей коммунальной собственности. Перед всеми стоят разные задачи. Новостройки водоканал не принимал, пока люди не ставили за свои деньги этот общий прибор учёта. Старые ЖСК его имели ещё лет 30 назад, они к этом привыкли. Когда переходят дома коммунальной собственности, они переходят с абонентскими книжками. У каждого жильца дома заключён договор с «Николаевводоканалом», и водоканал не имеет права этот договор разорвать. Когда неопытных председателей ОСМД вызывают в «Николаевводоканал» и начинают заставлять ставить счётчики, делать общий счёт, то это делать не нужно. ОСМД не является потребителем холодной воды. Потребителями холодной воды являются жильцы, имеющие лицевые счета. Не надо ничего ставить. Если водоканал хочет – пусть ставит этот счётчик, как аналитический прибор учёта, чтобы сравнить количество поставленной воды с тем, за которое платят люди, получив потери. Если у них есть сомнения, что кто-то ворует – пусть ставят магнитные ленты, есть сомнения, что течёт вода в подвале – обследуйте подвал, составляйте акт. Но вешать разницу между показаниями общедомового прибора учёта и суммой внутриквартирных счётчиков, извините. Это – проблема водоканала и жильца, и не надо на ОСМД это перекладывать.
– Ваш совет жителям города Николаева?
– Создавайте ОСМД. Это – цивилизационный путь. Никто ничего нового не придумал. Пусть это называется кондоминиум, товарищество жильцов или ОСМД. Смысл один: многоквартирный дом является сложным инженерно-техническим комплексом, который должны обслуживать все совладельцы. Другого не будет. Я уверенно об этом говорю, потому что 10 лет живу в ОСМД и как-то обхожусь без ЖЭКа.
– Завершающий вопрос. Можете рассказать, почему вы решили принять участие в конкурсе на занятие вакантной должности директора Департамента ЖКХ горсовета?
– Я считаю, что в чиновничью систему необходимо вливать свежую кровь. У меня нормальные взаимоотношения с Департаментом ЖКХ, там всегда прислушивались к нашему мнению. Но системе нужно дать новым импульс, особенно – в свете закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Я считаю, что я вполне адекватный человек и ориентируюсь в этих проблемах, и мой 8-летний опыт председателя Ассоциации ОСМД может быть востребованным.
– Спасибо за интервью.
Дмитрий Шварц.