«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…» И уж если что-либо из категории «закрытых истин» даже мудрецам «не снилось», то «широкой общественности» – тем более. Конечно, подковерную возню, вот уже довольно продолжительное время происходящую в бывшем «городе корабелов», едва ли можно отнести к «тайнам мироздания», но для абсолютного и подавляющего большинства она видна не была. Собственно, для «большинства из большинства» процесс «крысиного спаривания-размножения-развода» никакого интереса и не представлял. К сожалению. Но для его участников и отдельных «заинтересованных лиц» он являлся и является очень важным, а кое для кого важным буквально жизненно.
Выдержка из одного давнего диалога:
– Придет время, и ты тоже станешь жертвой гипноза власти и этой вашей долбанной «политики»…
– Кто угодно – только не я!
Одного из участников диалога звали Вадимом Мериковым. Прошли годы, насыщенные событиями. Теперь его именуют губернатором Мериковым.
Как сейчас слышу его короткий, произнесенный в несвойственной ему излишне эмоциональной манере спич в адрес тогда еще губернатора Круглова на одной из сессий областного совета, заканчивающийся троекратно произнесенной фразой: «Я – не раб!».
Да, он, действительно, не раб. И сколько лет его знаю, никогда им не был. Но сегодня в роли «первого лица» региона он вынужден выполнять приказы «вышестоящих товарищей». В противном случае его замена на кого-либо более, как сейчас модно выражаться, «толерантного» последовала бы незамедлительно. А главным приказом для Мерикова являлось и является недопущение «рыговского реванша» на вверенной ему территории. Любой ценой. Вот в этом-то и заключается самое интересное.
Информированным людям хорошо известно личное отношение В.Мерикова к Гранатурову. Однако, последнему удалось «развести» губернатора на «доверии», точнее, на «гарантии победы». Это же он осуществил и со многими другими «сверху донизу». Собственно говоря, «высшим пилотажем» здесь и не пахло. Гранатуров всего-навсего сыграл на том, что он – единственный, кто, учитывая характерные электоральные предпочтения этого региона, может переиграть ставленника ОБ. Главный козырь – выстроенная к выборам 2006, отшлифованная в 2010 и успешно, в пользу как тех, так и других «идеологических антагонистов», примененная в 2012 и 2014, схема получения нужного результатаи «всенародного волеизъявления».
Разумеется, идеальным вариантом для Гранатурова был «поход в мэры» под «знаменами партии власти», т.е. БПП. Но, видимо, «бывший рыг» Гранатуров в самой что ни на есть худшей интерпретации кому-то показался слишком уж одиозной «полуличностью». А тут, естественно, «чисто случайно», подвернулся «новорожденный» «Наши край», так это оперативненько трансформировавшийся в «политическую партию аполитичных людей», «уважаемых крепких хозяйственников», «истинных реформаторов» и – далее по тексту.
Идея «местное самоуправление должно быть вне политики», первоначально принадлежащая, кстати говоря, отнюдь не «ребятам с Банковой» и, уж тем более, не «интеллектуалу» Гранатурову, действительно очень актуальна и востребована. Вопрос лишь в том, кто именно является «апологетами и адептами» этой идеи «на местах». В Николаеве это сплошь бывшие «регионалы», скоренько покинувшие столь рьяно прославляемую ими, вместе взятыми и каждым в отдельности, ПР «при первом же шухере».
В местной организации БПП практически со дня ее создания вспыхнул (и уже не «затухал») перманентный конфликт интересов. Конечно, можно было бы назвать «поджигателей» поименно, но сегодня это уже не имеет никакого значения. Сегодня рейтинг БПП достиг критической отметки – по объективным и субъективным причинам. Таким образом, местной власти только и оставалось, что сделать ставку на «бывших», чтобы не допустить возвращения во власть …«бывших».
Нонсенс? Дикость? Парадокс? Нет, всего лишь местные «реалии бытия». А вот во имя чего сражались и погибли десятки людей? Неужели во имя того, чтобы «иудорыговье», на это раз уже «по взаимной договоренности» с «демократами-евроинтеграторами», вернулось во власть, из которой они, ну, например, в Николаеве, в общем-то и не исчезали? Неужели страх перед вероятностью прихода И. Дятлова и тех, кто не сдался, к руководству городом настолько силен, что «хоть с чертом, лишь бы не…»?
Местные руководители «противников возврата в прошлое», думаю, осведомлены о визитах Гранатурова к лидерам ОБ – В.Новинскому и С.Левочкину, целях и содержании бесед на этих «кратковременных свиданиях». Но едва ли они знают еще об одной недавней «случайной» встрече в известном, но отнюдь не «тихом месте», настойчивым инициатором которой тоже явился Гранатуров.
Молодой энергичный журналист пытался «увековечить» это «рандеву». Но ему, в отличие от его коллеги, несколько позже снявшему «свидание» Гранатурова с «начальником штаба» БПП Макарьяном в «Казбеке», повезло значительно меньше. Охранники Гранатурова (мог ли кто-нибудь из николаевцев представить себе покойного В.Чайку в окружении телохранителей?!) по приказу своего «работодателя» не допустили сьемку. Хотя необходимости «не пущать» не было ни малейшей.
В том заведении, как, впрочем, и во многих других, наличествует аппаратура видеоконтроля, которая зафиксировала и время встречи, и жестикуляцию, и выражения лиц «собеседников». Казалось бы, что особенного произошло? «Непримиримый противник политиканства» Гранатуров в очередной раз пытался «по хорошему», а главное, «по-тихому», «договориться о невмешательстве». Но на этот раз ему не повезло. Дело в том, что «третьим присутствовал» еще и аудио-контроль. О чем ни гранатуровский «визави», ни, тем более, он сам знать не могли.
Пока эту более чем двухчасовую запись прослушал очень узкий круг лиц. Собеседник Гранатурова известен как человек немногословный, чтобы не сказать – молчаливый, поэтому «слушатели» «наслаждались», в основном, «ариями» в исполнении Гранатурова. Словами непросто передать презрительно-брезгливое отвращение на лицах присутствующих при воспроизведении записи. Оно усиливалось в те моменты, когда Гранатуров в, мягко говоря, в нелицеприятных выражениях отзывался о своих нынешних «соратниках по борьбе» и ближайших «сподвижниках». И достигло апогея на фразе: «Я все равно выиграю, выгрызу победу! Игорь знает, как я это сделаю».
Если бы читающие сейчас эти строки узнали, кому (!) это говорил Гранатуров, то, не сомневаюсь, они испытали бы чувства, аналогичные эмоциям ознакомленных с записью. Полагаю, что люди, упомянутые Гранатуровым в ней, ознакомленные с ее фрагментами, касающимися их лично, значительно расширят вышеупомянутый «узкий круг». И поймут (если предположить почти невозможное, что кто-то этого еще не понял), что из себе представляет их «новоявленный лидер». Быть может, тогда они, в том числе и «особо одаренные» из их числа, осознают совершенно очевидное – их банально и примитивно используют. И обманывают, как, например, в случае с «нарезкой-перерезкой» избирательных округов. Но об этом мы еще поговорим. «С фактами без комментариев». И о многом другом – тоже.
А сегодня пока отмечу лишь то, что уже известно очень многим. Гранатуров остался верен самому себе. Он по-прежнему пресмыкается перед сильными и вышестоящими и при этом «топчет» тех, кого считает слабыми и зависимыми от него в той или иной мере. Это – психология лакея. Для которого в его желании достичь «вожделенной цели» предела собственного унижения не существует.
Да, сегодня можно с почти абсолютной уверенностью утверждать, что в «финале» гонки, то есть, во втором туре, сойдутся один на один двое. Тот, кого Гранатуров еще относительно недавно «за глаза» и шепотом именовал “принцем”, и он сам.
Озвучу отрывок из еще одного диалога с хорошо известным в Николаеве «народным избранником»:
– Кого ты предпочитаешь – «шестерок» или личностей?
– Конечно, «шестерок». С ними спокойнее.
– Ты меня не понял. Кого бы ты лично выбрал как простой избиратель?
-А, ну тогда, личность… Только вот с каким знаком, плюс или минус?
К И.Дятлову можно относиться по-разному. Как говорят теперь уже не только американцы, «у каждого есть скелеты в шкафу». И «тараканы в голове» – тоже.
Кто неплохо знает Дятлова, говорят, он сильно изменился. Игра? Скорее, следствие пережитого и приобретенный за последние полтора года опыт.
О шансах претендентов, об «электоральных полях», о «подводных камнях», о приемах и методах, именуемых «политическими технологиями», и прочем – в следующий раз.
«Бал с грязными танцами» на самом деле не окончен. Он продолжается.
В качестве «партнеров» Гранатурова – власть (причем, не только, и даже не столько собственная) пресловутый «административный ресурс», а точнее, возможности для фальсификации и «приобретения» голосов «избирателей», десятки (если не сотни) миллионов гривен бюджетных средств, совершенно безотчетно используемые им без малейшей оглядки на кого бы то ни было по известному «назначению», 10-15 процентов тех, кто всегда «голосует» за действующую власть вне зависимости от ее качества по принципу «лишь бы хуже не было» и многое другое.
Дятлов вполне может рассчитывать лишь на голоса «антипатиков» действующей власти в «центре и на местах», число которых в Николаеве, как, впрочем, и повсеместно, растет уже даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии.
Таким образом, главным «конкурентом» Дятлова на этих выборах является даже и не Гранатуров, а сама система, выстроенная таким образом, что защищаясь, власть отвергает себе неугодных. И чем циничнее будет власть, тем больше симпатиков будет у Дятлова.
Хорошо ли от этого власти? Нет. Но пока власть будет делить людей на «друзей» и «врагов» не по «идейным соображениям», а по гибкости позвоночника, результат будет тем же.
Избегая громких слов, скажу: не может, не должно быть так, чтобы после Революции Достоинства к власти приходили люди, для которых достоинство – понятие резиновое, которое можно спрятать, а при необходимости вынуть. Как проездной билет – на секондхендовский трамвай, который везет во власть.
Антон Тихомиров