В Верховной Раде не стихают разговоры об отставке Арсения Яценюка с поста премьер-министра. В его кресло прочат и Юлию Тимошенко, и министра финансов Наталью Яресько. Но, скорее всего, ситуация будет решена, как в Кабмине Николая Азарова, когда фактическим руководителем правительства были первые вице-премьеры – Андрей Клюев, а затем Сергей Арбузов.
Второе марта, понедельник. Верховная Рада. Едва поднявшись на второй этаж, сталкиваюсь с пресс-секретарем одной из фракций большинства.
– Ты что-то слышал об отставке Яценюка? – говорит пресс-секретарь вместо “здрасьте”.
Даже если ты не слышал, главное сделать вид, что “да, конечно”.
– Говорят, что “Батькивщина”, “Самопомич” и РПЛ ведут переговоры о том, чтобы выдвинуть на пост Юлию Тимошенко, – продолжает пресс-секретарь.
Молчать, говорю я себе. Я слышал о возможных перестановках, но фамилию Тимошенко в этом контексте – впервые.
– Да, а еще вроде фракция “Народного фронта” раскололась: часть за Яценюка, часть – за Тимошенко, – продолжает пресс-секретарь.
На этом все. Пища для размышлений получена. Можно идти переваривать.
Уходит по собственному желанию
Об отставке премьер-министра Арсения Яценюка в Раде начинают говорить каждый раз, когда в зал выносятся правительственные судьбоносные законопроекты. При этом, кажется, что основания для этих разговоров дает сам премьер. Якобы, перед принятием изменений в государственный бюджет 2015 года и пакета законов, подготовленных для выполнения требований МВФ, глава правительства снова заявил на Совете коалиции, что, если Рада не поддержит эти законопроекты, он уйдет в отставку.
Похожая ситуация уже была летом этого года, когда Арсений Яценюк готов был уйти после того, как парламент сначала провалил, но потом все же принял пакет энергетических законопроектов. Тогда, одним из документов предполагалось создание оператора единой газотранспортной системы Украины (его учредителем может стать государство, или государство владеет не менее чем 51% корпоративных прав, а также юрлицо, которое является резидентом стран Евросоюза или США). Если допустить, что угроза ухода с поста была, то выходит, что депутаты снова поддались шантажу.
Впрочем, стоит признать, что возможности отказаться от “предложения” премьера у них не было. Изменения в госбюджет, в пенсионное законодательство – это те документы, которые были разработаны для получения кредита МВФ. Власть сейчас делает все возможное, чтобы этот кредит был выделен и старается минимизировать любые разногласия в своих рядах. Все работают на одну цель – получить кредит. А вот после этого…
Международный отдел кадров
Когда в страну зайдут деньги МВФ, перестановки будут неизбежны. Прежде всего, в Национальном банке.
Так, народный депутат Александра Кужель (“Батькищина”) заявила, что Президент Петр Порошенко попросил депутатов не спешить с отставкой Валерии Гонтаревой. “Президент обратился к депутатам с письмом с просьбой отложить рассмотрение вопроса об отставке до решения МВФ по поводу транша”, – сказала Кужель.
Заседание Совета директоров фонда должно состояться 11 марта. Уже в эту пятницу парламент намерен рассмотреть проект постановления авторства четырех депутатов РПЛ во главе с Олегом Ляшко, которым Рада предлагает Президенту не только снять Валерию Гонтареву с поста главы Центробанка (ввиду “злостного невыполнения Национальным банком Украины своей основной конституционной функции относительно обеспечения стабильности денежной единицы Украины – гривны”), но и уволить вместе с ней и членов совета НБУ, назначенных по президентской квоте (Ирина Акимова, Павел Гайдуцкий, Виктор Федосов и Роман Шпек).
Кроме того, депутаты хотят обратиться к генпрокурору Виктору Шокину с требованием начать расследование в отношении должностных лиц НБУ, занимавшихся, в частности, вопросами рефинансирования банков. Если Рада примет соотвествующее постановление, то Генпрокуратура должна будет отчитаться о проделанной работе 16 марта.
Перестановки ожидаются и в правительстве. Уже две недели по кулуарам ходит слух, что следующим премьер-министром станет нынешний министр финансов Наталья Яресько.
“В КМУ всерйоз обговорюють варіант “Яресько – прем’єр””, – написал на своей странице в Facebook представитель “Батькивщины” Игорь Луценко.
Сразу же возникает вопрос: как глава Минфина может стать главой правительства? Теоретически есть два способа.
1. Правительство отправляется парламентом в отставку, фракции определяют кандидатуру нового премьера и, после внесения ее президентом, голосуют. Способ сложный и практически невыполнимый. Многие забывают, что 11 декабря 2014 года Верховная Рада проголосовала за Программу деятельности правительства и тем самым обеспечила неприкосновенность правительству Арсения Яценюка на год.
2. Премьер-министр идет в отставку сам, по собственному желанию, и это автоматически запускает процесс формирования нового состава Кабинета министров. Если этот сценарий в силе, то казалось бы, депутаты, желающие избавиться от Яценюка-премьера, упустили свой шанс, а ведь могли его реализовать, провалив голосование за поправки в бюджет. Но, как мы выяснили выше, желание направить в отставку меркнет перед желанием получить кредит МВФ.
Сладок плод
Пока будет реализовываться другой сценарий. А именно – к Арсению Петровичу “приставят” человека Президента. Сразу два источника в “Блоке Петра Порошенко” (БПП) заявили, что в ближайшее время в правительстве будет введена должность первого вице-премьера.
Займет ее Игорь Кононенко, который сейчас является первым заместителем главы фракции БПП. Официально эту информацию во фракции не подтверждают.
Игорь Кононенко – один из ближайших соратников Петра Порошенко, с которым он познакомился еще в армии. С 1994 года он работал с будущим главой государства в “Укрпроминвесте”. До избрания в Раду Кононенко успел побывать еще и в Киевсовете, куда в 2006 году прошел от Блока Леонида Черновецкого, а позже возглавил свою фракцию “Инициатива”.
Фактически с его назначением в правительстве появится два центра влияния – премьерский и президентский. Сможет ли в таких условиях работать Арсений Яценюк? Неизвестно.
Но, если это произойдет, то и без должности он не останется. Возглавит, например, Национальный банк. И круг замкнется.
Валерий Калныш, специально для РБК-Украина