Генеральный штаб Вооруженных сил настаивает на переводе командования Военно-морских сил в Николаев. На флоте этим решением недовольны и жалуются на отсутствие какой‑либо стратегии в отношении его будущего существования. Об этом пишет «Капитал».
Вода и земля
О перебазировании Военно-морских сил Украины (ВМСУ) из Одессы в Николаев «Капиталу» сообщил бывший генеральный консул Украины в Стамбуле, а ныне председатель правления благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко со ссылкой на источники в руководстве ВМСУ. «По моим данным, центр управления тем, что осталось от нашего флота, переводят в Николаев, переподчиняя его сухопутным генералам. Нарушается целостность структуры Военно-морских сил. По сути, они перестают быть самостоятельным родом войск и превращаются из флота во флотилию», — сказал Яременко.
Бывший заместитель министра обороны адмирал Игорь Кабаненко подтвердил информацию о готовящемся переводе командования ВМСУ. «Таково было решение Генштаба Вооруженных сил. И насколько я знаю, оно было принято кулуарно. Руководство флота просто поставили перед фактом», — сообщил изданию Кабаненко, уточнив, что перевод руководящих структур флота должен завершиться до весны 2015 г.
Источник «Капитала» в Генеральном штабе сообщил, что докладная записка с обоснованием необходимости перевода штаба ВМСУ уже передана на подпись президенту, однако собеседник издания не смог уточнить, подписан ли документ. «В Одессе есть необходимая инфраструктура для управления Военно-морскими силами. В Николаеве все придется создавать с нуля, а это очень дорогое удовольствие. Кроме того, Одесса — морской город с особыми традициями, которых, увы, нет в Николаеве, расположенном на реке. Это город с совсем другой ментальностью», — критикует решение Кабаненко.
После аннексии Крыма Украине удалось сохранить лишь семь боевых кораблей, включая флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный» 1993 года постройки. Остальные суда были построены еще в 1970‑80‑х
Как сообщил «Капиталу» пресс-офицер Одесского регионального медиацентра Министерства обороны Ярослав Чепурной, в Николаеве сейчас готовят для нужд флота несколько военных городков, в которых полным ходом ведутся ремонтные работы. Так, двум батальонам морских пехотинцев передана бывшая спецшкола для трудновоспитуемых подростков, где к эксплуатации уже подготовлены общежитие и столовая. Помимо морской пехоты, в Николаеве уже базируются части береговой обороны и морская авиация, переброшенные сюда после аннексии Крыма Россией.
Изданию не удалось получить объяснения Минобороны о причинах перевода командования Военно-морских сил в Николаев. В министерстве попросили направить официальный запрос, что «Капитал» и сделал. Но ответа пока не получил.
По словам служащего в Одессе офицера ВМСУ, разговоры о будущей передислокации на флоте идут, и это решение крайне негативно воспринимается, особенно молодыми офицерами.
«Мы только обжились в Одессе, и теперь опять нужно переезжать. Официально говорят, что передислокация из Одессы вызвана тем, что здания, занятые руководством флота, нужны Южному оперативному командованию Сухопутных войск. А на самом деле кто‑то положил глаз на выгодные земельные участки, принадлежащие флоту», — сказал «Капиталу» офицер, пожелавший сохранить анонимность.
Туманное будущее
По словам Яременко, необходимость для Украины иметь мощную группировку боевых кораблей диктуют сложившие геополитические условия в регионе Черного моря. «Мы должны иметь военно-морское присутствие в регионе, где проявляет агрессию Россия и где имеют свои интересы Турция и Румыния, обладающие достаточно сильными флотами», — отметил Яременко.
Он напомнил, что перед Украиной остро стоит вопрос защиты Черноморского шельфа, где возможна разработка углеводородных месторождений.
По данным открытых источников, после аннексии Крыма Украине удалось сохранить лишь семь боевых кораблей, включая флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный» 1993 года постройки. Остальные суда были построены еще в 1970‑80‑х.
После ухода из Крыма украинский флот пребывает в неведении относительно своего будущего. В настоящее время нет ни конкретной программы, ни концепции его развития.