Согласно информации американских СМИ, кресло Путина может занять человек, который стал “режиссером” войны в Украине – секретарь Совбеза РФ, Николай Патрушев.
Об этом говорится в материале The Washington Post.
Когда президент России Владимир Путин провел последнее заседание своего Совета безопасности перед началом вторжения в Украину, казалось, что в зале доминирует один кремлевский ястреб.
Николай Патрушев, влиятельный секретарь Совета безопасности и близкий союзник Путина со времен их совместной работы в КГБ в Санкт-Петербурге, сказал российскому президенту, что Соединенные Штаты стоят за напряженностью на востоке Украины и стремятся организовать крах России. «Наша задача — защитить территориальную целостность нашей страны и защитить ее суверенитет», — сказал Патрушев в эфире.
Издание, со ссылкой на свои источники, сообщает, что именно Патрушев определял цели вторжения в Украину, а после того, как все пошло не по плану и Путин пропал из виду, именно этот чиновник регулярно на камеру рассказывал о “боевых достижениях”.
Российская элита считает Патрушева “влиятельным человеком”. Однако, спикер Кремля Дмитрий Песков отмечал, что секретарь Совбеза давно таковым не является.
Возвышение Патрушева подчеркивает влияние бывших сотрудников КГБ, придерживающихся жесткой линии, которые уже более двух десятилетий борются с либерально настроенными технократами за ухо Путина. Когда Путин начал войну, казалось, что «момент Патрушева настал», — сказала Татьяна Становая, основатель российского политического консалтингового агентства R.Politik. «Его идеи лежат в основе решений, принимаемых Путиным. Он — одна из немногих фигур, к которым прислушивается Путин».
Продолжительные интервью Патрушева и его недавние поездки показывают, что именно ему «дозволено объяснять и разъяснять мысли Путина», — сказал Андрей Колесников, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир. «Не всем позволено это делать. Не все это знают».
Даже когда говорит министр иностранных дел Сергей Лавров , неясно, говорит ли он от имени Путина. «Дипломаты часто пытаются угадать. Они не знают, чего хочет Путин, а Патрушев знает», — сказал Колесников.
С тех пор, как Путин был назначен главой ФСБ, преемницы КГБ, в 1998 году и начал свое быстрое восхождение на пост президента России, Патрушев служил на его стороне. Для Марка Галеотти, почетного профессора Школы славистики и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона, Патрушев долгое время был «дьяволом на плече Путина, нашептывающим яд ему на ухо».
“Патрушев — регулярно пьющий, туго думающий, настоящий силовик, лучший из представителей советского КГБ, в его мире СССР не распадался, а продолжает жить в американо-российском противостоянии”, – отмечают другие собеседники издания.
Также, по их словам, на момент переезда Путина в Москву, Патрушев был выше по должности и званию и испытывал ревность к стремительной карьере соратника. Но в дальнейшем “сделал все, чтобы провести ниточки контроля над мыслями и действиями Путина”.
Позже, когда Ельцин выбрал Путина премьер-министром, Патрушев сменил Путина на посту главы ФСБ. С этого момента Патрушев стремился как обеспечить сохранение Путина у власти, так и контролировать его, сказал человек, когда-то близкий к обоим мужчинам. Давно крутились вопросы о том, мог ли Патрушев, будучи главой ФСБ, играть роль в серии смертоносных взрывов жилых домов в 1999 году, в результате которых погибло более 300 человек и в которых официально обвиняли чеченских террористов. Быстрая реакция Путина на посту премьер-министра — новая российская война в Чечне — подняла его из малоизвестного бюрократа в национального героя, а несколько месяцев спустя помогла ему стать президентом.
Расследование МВД, связывающее одну попытку взрыва квартиры с ФСБ, было быстро прекращено Патрушевым, заявившим, что попытка была не более чем «упражнением» для проверки бдительности жителей. Кремль отрицает какую-либо причастность ФСБ к взрывам.
По словам инсайдеров в Москве, последние два года Патрушев был одним из немногих близких советников, имеющих регулярный доступ к президенту, что укрепляло его влияние на Путина. «У Патрушева свои отношения с Путиным. Он был его боссом. Он старше. Для Путина такие вещи важны», — сказал один московский бизнесмен с хорошими связями.
По словам Становой, Патрушев был одним из очень немногих советников по безопасности, которые, вероятно, знали о решении Путина до начала вторжения. И почти пять месяцев спустя ни один из мужчин не может видеть — или хотеть — выхода.
«Путину нужно продолжение войны», — сказал московский бизнесмен. «В условиях войны он может управлять обществом. Если будет мир, люди начнут задавать вопросы, почему их жизнь так плоха».