Международный комитет Красного Креста (МККК) одна из самых известных гуманитарных организаций в мире. Ее основная заявленная миссия – защита и помощь во время войн и вооруженных конфликтов гражданскому населению. Мандат МККК достаточно широк: от доставки продуктов, лекарств, поиска пропавших без вести до посредничества при эвакуации, создании гуманитарных коридоров и обмене пленными. Все это на принципах нейтральности и беспристрастности, говорят в организации.
Впрочем от начала новой фазы войны России против Украины общество и власть откровенно возмущены тем, что работа Красного Креста по этим направлениям или минимальна, или вообще отсутствует. Так, президент Владимир Зеленский раскритиковал МККК за запрет использовать его эмблему на гуманитарном транспорте.
Недавний визит президента МККК в Москву тоже ознаменовался громким скандалом. Там он попросил Россию способствовать появлению офиса организации в Ростове. По словам вице-премьера Ирины Верещук, таким образом оккупанты пытаются “освятить” так называемые “гуманитарные коридоры”, в том числе из Мариуполя, а по факту похищение и принудительное переселение украинцев.
После этого в соцсетях начался масштабный флешмоб с призывом не жертвовать деньги в МККК, ей вспоминают многомиллионные бюджеты, а саму организацию называют пособниками российских оккупантов. Вдобавок от нее фактически открестилось и Общество Красного Креста Украины, отметив, что не имеет никакого отношения к описанным выше скандалам и в целом к международной деятельности.
РБК-Украина обратилось к главе делегации МККК в Украине Паскалю Хундту, чтобы прояснить позицию организации по этим и ряду других важных вопросов.
– Соответствует ли действительности сообщение российских медиа о том, что президент МККК Петер Маурер попросил РФ открыть офис Красного Креста в Ростове для “улучшения работы на Донбассе и других частях Украины, которые находятся под контролем российских вооруженных сил”?
– Важно прояснить, что сейчас МККК не имеет офиса в Ростове. Это обсуждается с органами власти Российской Федерации, но никакого решения еще принято не было. Как гуманитарная организация мы отвечаем за предоставление нейтральных и беспристрастных гуманитарных услуг тем, кто в этом нуждается, когда можем и где бы они не были.
В рамках наших усилий по оказанию поддержки всем, кто страдает от конфликта в Украине, мы прежде всего увеличили объем нашей деятельности. К тому же мы разместили персонал в соседних странах, в частности в Венгрии, Молдове, Польше, Румынии и России, для поддержки нашей деятельности и реагирования на гуманитарные потребности независимо от того, где они возникают.
Цель МККК – быть рядом со всеми гражданскими лицами, которые пострадали от насилия, где бы они ни были, быть в состоянии обеспечить соблюдение международного гуманитарного права, посещать задержанных и доставлять гуманитарную помощь. На этом этапе для МККК критически важным является оперативное посещение военнопленных и других лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом, независимо от того, где их удерживают.
– Приобщена ли МККК сейчас к деятельности так называемых “гуманитарных коридоров” с временно оккупированных территорий или окруженных городов на территорию РФ. В частности очевидцы и украинская власть сообщают, что после вывоза людей из Мариуполя они попадают в фильтрационные лагеря, а дальше их депортируют, имеете ли вы этому подтверждение?
– МККК никогда не помогает организации или проведению принудительной эвакуации или депортации. Ни в Украине, ни где-либо в мире, где мы работаем. Мы бы не поддержали ни одной операции вопреки воле людей и нашим принципам.
Мы непосредственно участвовали в двух эвакуациях населения в Украине: они состоялись в Сумах 15 и 18 марта, когда мы помогли гражданскому населению безопасно выйти из города. В обоих случаях люди добровольно сели в автобусы, на которых добрались до другого украинского города – Лубны.
Согласно международному гуманитарному праву гражданскому населению обязательно следует дать возможность по желанию покинуть осажденные территории. МККК считает, что в таких случаях им следует предоставлять широкий выбор вариантов для переезда.
Переезд и эвакуацию людей, находящихся в опасности, следует проводить, только если выполнены определенные условия: следует получить согласие самих людей, и она должна быть добровольной, семьи должны оставаться вместе, соответствующие стороны должны предоставить все необходимые разрешения и гарантии, в том числе в отношении имущества, места назначения, вопросов безопасности и дальнейшего возврата.
Мы не имели возможности получить независимое подтверждение сообщений о том, что людей вывозили из Мариуполя без их согласия, но продолжаем пристально следить за ситуацией.