Большинство сельских территорий потеряли способность к самовоспроизведению. Однако самая большая проблема – апатия местных жителей.
Украина стремительно теряет население, но еще более стремительно уменьшается сельское население. Демографическая ситуация по малым и периферийным селам просто катастрофическая, пишет директор по науке и развитию Института гражданского общества, соавтор реформы децентрализации Анатолий Ткачук.
«Главной причиной является не урбанизация, а как раз естественное сокращение количества населения из-за низкого коэффициента воспроизведения и низкой продолжительности жизни», – отмечает автор.
Сейчас из трудоспособного возраста выходит вдвое больше людей, чем тех, кто входит в трудоспособный возраст. И через 15 лет скажется новая демографическая яма. Сейчас детей возрастом 0-5 лет вдвое-втрое меньше, чем детей возрастом 10-15 лет. Из-за этого количество школ и детских садов и в дальнейшем будет сокращаться, а необходимость в домах для пожилых людей без опеки будет возрастать.
«Из-за перекоса полово-возрастной пирамиды, низких доходов домохозяйств и психологических расстройств в селах резко упала рождаемость. В отдаленных территориях на десять смертей одно рождение, даже в близких к центрам громад селах ситуация не намного лучше. По сути, значительная часть периферийных сел исчезнут с карты в течение ближайших 10–15 лет», – объясняет Ткачук.
Плохая демографическая ситуация в селах отражается и на качестве образования несовершеннолетних жителей сел. В периферийных громадах с населением 12-14 тысяч человек в более 50 поселениях рождаются 55-60 детей в год. Это очень усложняет работу сельских детсадов и школ, и делает выпускников неконкурентоспособными на рынке высшего образования и рынке труда.
Сокращение населения уменьшает возможности для знакомства молодежи между собой и создания супружеских пар, является дополнительным стимулом для выезда в крупные города, минуя малые города – центры громад.
Однако наибольшая проблема – апатия местных жителей, считает Ткачук. Тотальное разочарование во всем, отказ заниматься чем-либо, даже своим домашним хозяйством.
«Частично такое разочарование привнесено в головы людей из телевизоров, где политики, политологи и разного рода «эксперты» убедили большинство сельского населения, что самому выращивать хоть что-то невыгодно и что им «на пай» должны платить столько, чтобы они могли безбедно жить. С другой стороны, раздача пастбищ, лугов под ЛКХ, нелегальное разорение берегов рек, опушек леса практически сделали невозможным содержание коров. А это еще больше ограничило возможности домохозяйств формировать доходы самостоятельно», – добавляет он.
Жители сел быстро стареют из-за плохого питания и вредных привычек, включая пьянство, которое широко распространено среди мужчин. А молодежь, не воспринимающая традиционного самоограничения работой и хозяйством, выезжает на поиски самореализации в города или за границу.
Местные власти вообще не имеют представления о том, что должна делать для развития экономики в громаде. Диалог между властью и предпринимателями о развитии минимален.
В отдаленных поселениях, особенно вдоль границы с РФ, отсутствуют нормальная мобильная связь и Интернет. Малое количество жителей не вызывает заинтересованности у операторов строить там инфраструктуру связи, что еще больше снижает привлекательность этих территорий для молодежи и предпринимательства.
«Без переселения в сельские территории молодых семей, которые хотят работать на земле, остановить деградацию нереально. Сельские территории, особенно периферийные, утратили способность к самовоспроизведению. Это следует признать и стараться внедрять новые подходы к политике сельского развития, причем немедленно. Теперь не только каждый год, а каждый месяц важны», – резюмирует Анатолий Ткачук.
Почему не глобальный урбанистический кризис, а целенаправленная государственная политика уже 30 лет убивает украинские села? Зачем действующая власть намеренно выживает селян с их земли? Почему ставит подножки фермерам, – а они создают рабочие места и дает полный «зеленый» механизированным до зубов агрохолдингам? Для чего увеличивает налог на аренду, вынуждая селян продавать свои паи? Как такая политика сказывается на демографии села и общей атмосфере, где есть место пьянству, унынию и разочарованию? Почему полученное в селе образование стало неконкурентным, а доступ селян к государственным услугам – критически низким? Читайте в статье Анатолия Ткачука «Село и люди. Основным ресурсом сельских территорий сегодня цинично считают землю, а не людей» в ZN.UA.
Напомним также, что на Николаевщине жители поселка заблокировали трассу Р-55: требуют отремонтировать местные дороги (ВИДЕО)