Как мы сообщали, вчера Высший антикоррупционный суд Украины по представлению Специализированной антикоррупционной прокуратуры отправил под арест на два месяца трех человек, хорошо известных в политических и деловых кругах Николаева и Одессы: вице-мэра и директора Департамента ЖКХ Николаевского горсовета Сергея Коренева, его заместителя Александра Брыжатого и Марину Лозовенко, директора компании “ПИК-строй” и депутата Одесского горсовета.
Всего, по мнению НАБУ в схеме хищений на реконструкции Соборной было задействовано 8 физических лиц, чиновников и предпринимателей.
Правоохранители считают, что Коренев и Брыжатый в сговоре с Мариной Лозовенко завысили цену материалов для реконструкции Соборной площади в 2,5 раза и нанесли городскому бюджету Николаева ущерб в размере 26,7 млн.грн. на контракте, по которому выплачено подрядчику 77,5 млн.грн.
Об этом рассказывали вчера прокуроры САП в ходе судебных заседаний по избранию меры пресечения для Коренева и Лозовенко.
Напомним, еще в 2018 году в Николаеве был проведен конкурс по архитектурному решению реконструкции Соборной площади. Победил в конкурсе ООО «Урбан Констракт». Сметная стоимость предложенного проекта составила 34 миллиона 470 тысяч гривен.
Обвинение считает, что на основе беспочвенного и безосновательного письма первого заместителя директора ДЖКХ Александра Брыжатого было изменено архитектурное решение центральной площади — добавлено два фонтана, которые не были предусмотрены конкурсным проектом.
Правда, вчера мэр Александр Сенкевич уже взял ответственность за это решение на себя, заявив, что идея фонтанов на Соборной пришла к нему во время визита президента Порошенко.
По словам прокурора, без обоснования сметной стоимости, Александр Брыжатый направил письмо горсовету, в котором указывалась сумма в 90 миллионов гривен. 21 декабря 2018 года горсовет своим решением ее утвердил.
В САП также утверждают, что затем Сергей Коренев и Александр Брыжатый согласовали искусственно завышенные проектной организацией «Урбан Констракт» расчеты сметной стоимости в 93,8 миллиона гривен.
Отмечается, что задолго до оглашения тендера заказчики, а именно руководство ДЖКХ, начали обсуждение с директором «ПИК-СТРОЙ» Мариной Лозовенко и предприятием «Империя воды» условия поставки товаров для реконструкции. «Империю воды» в дальнейшем «ПИК-СТРОЙ» привлек как субподрядчика — предприятие занималось обустройством фонтанов.
По словам прокурора, 24 января 2019 года одесский филиал госпредприятия «НДИ Проектреконструкция» составил экспертный отчет по поводу рассмотрения проектной документации. В результатах экспертизы стоит примечание, что цены на материалы были приняты по данным заказчика. Таким образом, утверждает обвинение, оценка рыночной стоимости ресурсов экспертами не проводилась.
12 февраля 2019 года, по данным следствия, за три дня до получения от «Урбан Констракт» проектной документации, Александр Брыжатый утвердил тендерную документацию на реконструкцию Соборной площади. Таким образом цена была определена еще до официального получения проекта.
6 марта 2019 «ПИК-СТРОЙ» подало через систему ProZorro предложение, в котором указало «Империю воды» как субподрядчика. При этом, по данным правоохранителей, еще до победы «ПИК-СТРОЙ» в тендере, между задержанными чиновниками и «Империей воды» велась переписка по поводу согласования цен на поставку материалов.
Обвинение напомнило, что в первом тендере победила компания «ДСК Николаевский домостроительный комбинат», предложившая наиболее выгодную цену. После этого Департамент ЖКХ отменил результаты.
Обвинение утверждает, что «ПИК-СТРОЙ», имея гарантии от Сергея Коренева и Александра Брыжатого, подавая заявку на второй тендер, увеличило предложение на 8 миллионов гривен. Правоохранители отметили, что в документации были нарушения, однако предприятие все равно признали победителем.
Прокурор утверждает, что чиновники ДЖКХ и Марина Лозовенко подписывали акты приема-передачи работ по завышенным ценам.
Так, согласно документам, стоимость плитки составила 29,2 миллиона гривен. Следствие сравнило ее стоимость с рыночными ценами на то время и пришло к выводу, что они были завышены в 2,5 раза.
Плитку «ПИК-СТРОЙ» покупал через ООО «Гранит-мрамор груп» и ООО «Укргранит», с руководством которых, по данным следствия, Марина Лозовенко состоит в дружеских и доверительных отношениях. По мнению правоохранителей, эти фирмы были задействованы исключительно для документального подтверждения закупок, а на самом деле генеральный подрядчик приобретал материалы у мелких оптовиков из Житомирской области, а иногда их возили в Николаев напрямую из карьеров.
Обвинение утверждает, что это было сделано исключительно с целью искусственного удлинения цепочки поставок — для завышения цен.
Во время заседания по избранию меры пресечения вице-мэру Сергею Кореневу прокурор САП Сергей Козачина зачитал некоторые выводы комплексных судебных товароведческих экспертиз, в которых среднерыночные цены, актуальные на время реконструкции, сравнили с теми, по которым закупались материалы:
- Гранит из Покостовского карьера стоил 1 027 гривен за м2 — из бюджета Николаева на него потратили 2 504 гривны 85 копеек за м2;
- Светильник светодиодный на 27 Вт для фонтанов и бассейнов стоил 11 037 гривен 78 копеек — потратили 33 518 гривен;
- Быстродействующий электромагнитный клапан Safe-Rain (тип 1) стоил 7 473 гривны — потратили 19 739 гривен;
- Быстродействующий электромагнитный клапан Safe-Rain (тип 2) стоил 5 337 гривен — потратили 12 098 гривен;
- Акустические системы Electro-Voice стоили 412 473 гривны — потратили 632 тысячи гривен;
- Бетонные смеси стоили 1 176 гривен за м3 — потратили 2 335 гривен;
- Шаровое соединение стоило 707 гривен — потратили 10 516 гривен;
- Стабилизатор напряжения «Элекс» АМПЕР стоил 80 166 гривен — потратили 118 867 гривен;
- Полиуретановый герметик Sikaflex Рro3 стоил 334 гривны 76 копеек за тубу 600 миллилитров — потратили 1 255 гривен.
По версии следствия, схема состояла именно в завышении цен на материалы, поскольку работы в сравнении с ними были завышены незначительно, на 201 тысячу.
В общей сумме стоимость материалов, согласно выводам экспертиз, завысили на 26 миллионов 675 тысяч 99 гривен.
По всей видимости, обвинение будет большое внимание уделать полученным данным переписки подозреваемых лиц в мессенджерах.
В частности, была озвучена переписка между двумя субподрядчиками — директором фирмы «ТК УКР-Гранит» Алексеем Гайдаем и директором «Гранит-мрамор груп» Денисом Охмаком. Переписка состоялась после того, как субподрядчики узнали об обысках, которые ранее проводили правоохранители.
- Там пускай Марина разбирается с этими вопросами. Они там нормально поимели. Поэтому пускай занимаются. Дело в том, что тот «пирог», который они делили, они делили там у себя, в Одессе, а нам они отдавали деньги, которые мы зарабатывали, понимаешь.
- Вот именно. Вот и все, поэтому мне по***. Ну какая разница — есть булочки, ты их печешь по 3 копейки. Хочешь — покупай, хочешь — нет.
- При чем тут. Ты их продаешь по 3 копейки, а кто-то по 100 рублей. Пускай сами разбираются. Ты их по 3 копейки в Житомире продаешь, а я по 100 рублей на Крещатике.
- Вот-вот. За государственные бабки.
Также прокурор рассказала, что сама Марина Лозовенко почистила свои переписки, а перед тем, как отдать телефон правоохранителям во время обысков, он был сброшен до заводских настроек. Следователям удалось найти лишь некоторые сообщения в ее Telegram.
В частности, осенью 2020 года она переписывалась с представителем фирмы «Империя воды», которую «ПИК-СТРОЙ» привлекло в качестве субподрядчика к работам по обустройству фонтанов.
— Марин, как нам вернуть тебе «остаток» за услуги? Вы нам счет выставите. 1449 (следствие считает, что это 1 миллион 449 тысяч, — прим.).
Также сторона обвинения зачитала переписки первого заместителя Департамента ЖКХ Николаевского горсовета Александра Брыжатого и директора фирмы-проектанта «Урбан Констракт» Евгения Парулавы.
- Честно говоря, их электрики малость офигевшие с ценами, — писал Александр Брыжатый.
- Это точно. Я ставил за один хомут 2 тысячи, они поставили 6800. Это дурацкий хомут, которым нужно прикрепить два проектора к мачте. Да, индивидуальное изготовление, да, из нержавейки. Но не за 6800 же. За 6800 я сам в офисе зубилом повыбиваю эти хомуты, — отвечал Евгений Парулава.
- Блин 6800 это жестко. Ну прям ну очень. Так же жестко, как за одну плитку 1344.
По мнению следствия, в этих сообщениях шла речь о цифрах, которые предоставили субпорядчики «ПИК-СТРОЯ» до определения победителя тендера на реконструкцию, и на основе которых составлялась сметная стоимость проекта.
Прокурор зачитывала и удаленную после обысков Viber-переписку Алексея Гайдая и Дениса Охмака, которая была восстановлена следствием.
- Сделай пожалуйста на понедельник. Это взятка. Важно, — говорилось в сообщении от 11 ноября 2019 года.
В их сообщениях часто упоминался «кэшбек». Его следствие считает «откатом», которые получали участники схемы.
- 240 тысяч на руках. В 15:30 жду остаток. Кэшбэк 3500 под 22%. Должен дать в гривнах. Отдал.
- Марина сказала, чтобы приготовили серьезные обоснования стоимости. Это важно, — говорилось в сообщении после обыска СБУ.
- Заказ Николаев. Кэшбэк 1: 2 миллиона 900 по 22%. Должен отдать 2 миллиона 269 тысяч. Отдал 2 миллиона + 170 тысяч + 20 тысяч + 72 тысячи = 2 миллиона 262 тысячи.
- Николаев. Зашло 28 миллионов 635 тысяч, остаток — 22 тысячи. Сумма заказа 13 миллионов 689 тысяч. Кэшбэк — 14,986 тысяч. Отдать наличными 22% — 11 миллионов 489 тысяч гривен.
– Это сообщение учредителя ООО «Гранит Мармор» подтверждает факт наличной разницы между стоимостью рыночной и оплаченной из бюджета, – сообщил представитель НАБУ.
Также следователи НАБУ сообщили о влиянии мэра Одессы Геннадия Труханова на этот контракт еще до его заключения.
Якобы директор «ТК УКР-Гранит» Алексей Гайдай сообщил об этом в переписке с неизвестным мужчиной, где упоминал о встречах Марины Лозовенко и Геннадия Труханова по поводу тендера.
«Это знаешь, как когда-то Марину вызывал к себе Труханов по Николаеву, и говорил: «Вот вам тендер по Николаеву хороший, значит, гранит будешь брать у вот этих ребят». Они извинилась, говорит: «Вы меня извините, Геннадий Константинович, я или беру у Алексея (Гайдая, — прим.), или не беру ни у кого», — зачитала прокурор.
Обвинение считает, что это свидетельствует о том, что Марина Лозовенко заранее выдвинула условия по поводу субподрядчиков в тендере на реконструкцию.
Как сообщалось, 10 августа Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) разоблачили коррупционную схему, в результате которой громаде Николаева нанесен ущерб более чем 26,8 млн грн. Речь идет о завладении бюджетными средствами при выполнении работ по реконструкции Соборной площади в Николаеве. Подозрение заместителю городского головы-директору Департамента ЖКХ Сергею Кореневу и его заместителю Александру Брыжатому подписала генпрокурор Ирина Венедиктова.