Командующий ВМС Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа заявил, что по стоящему в Николаеве крейсеру «Украина» принято решение, что он не будет входить в состав Военно-морских сил.
Об этом Неижпапа сказал в интервью «Думской».
– Это океанский корабль старого советского проекта. Все системы вооружения, которые на нем стояли – они все российского производства. Сам крейсер – это большая мишень, и не более того. Чтобы он вышел в море, необходимо огромное количество других кораблей, авиации, нужно соответствующее обеспечение. Он расходует столько топлива, что хватит, наверное, нескольким областям. Он очень энергоемкий. Этот корабль был задуман как «убийца авианосцев», его задачей в 80-е годы прошлого века было уничтожение авианосных ударных групп Соединенных Штатов. У нас таких задач нет, поэтому использовать его по назначению мы не сможем. Нам надо уничтожать российские корабли, а у них таких авианосцев пока еще нет. Единственный их авианесущий корабль – «Адмирал Кузнецов», он находится на ремонте, который грозит стать вечным. В общем, авианосцев у России нет, поэтому «убийцы авианосцев» Украине не нужны, – сказал командующий ВМС.
Также Неижпапа критически отозвался о необходимости для Украины старых американских фрегатов Oliver Hazard Perry .
-Фрегат Oliver Hazard Perry — это корабль экспедиционного флота для сопровождения конвоев, поиска подводных лодок в океане. Он был разработан в 70-х годах прошлого столетия. Да, это самый массовый тип американских фрегатов, построенных после Второй мировой войны. Однако это очень старые корабли. Его системы устарели. С них, еще когда они служили в составе флота США, сняли ракетное вооружение, использовались только артиллерийские системы. Из состава действующего флота они были исключены в 2015 году и уже пять лет находятся в резерве как устаревшие. Второе — так как они предназначены для океанской волны, они имеют соответствующие размеры. Эти корабли гораздо больше «Гетмана Сагайдачного» по водоизмещению, по длине. И тут встает вопрос о базировании этих фрегатов. Сейчас нам просто негде их разместить. Ну и третье, самое основное — это поддержание их технической готовности. Восстановление и эксплуатация этих кораблей будет стоить больше, чем покупка корветов, – сказал адмирал.
Алексей Неижпапа сказал, что в текущем году ВМСУ получит еще два бронекатера “Гюрза”, их количество будет доведено до восьми, и на этом программа строительства бронекатеров будет завершена.
В приоритетах украинского флота – получение тральщиков, строительство противокорабельных ракет “Нептун” и корветов.
– Минная опасность на Черном море — это колоссальная угроза. Вероятность того, что в районах возле Одессы, Южного, Черноморска могут появиться вражеские мины, остановит все судоходство в нашем регионе. А это как-никак больше 7% ВВП. Естественно, ответственность за минную безопасность лежит на ВМС – именно мы должны ее обеспечить. Поэтому покупка новых противоминных комплексов и противоминных кораблей — это суровая необходимость. Все это заложено в задачи и в стратегию развития ВМС и является одним из приоритетов развития, – сказал он.
Ракету “Нептун” он назвал прорывом в ракетостроении Украины.
– В мире не так много стран, которые могут себе позволить замкнутый цикл производства таких ракетных комплексов. До конца следующего месяца мы должны полностью подготовить соответствующий комплект документов по испытаниям «Нептуна». По результатам этой работы будет приниматься решение о закупке дивизионного комплекта со временем поставки в 2021 году. Существует направление в государственном оборонном заказе — есть такая статья, но нет финансового ресурса. Но сам финансовый ресурс будет перераспределен уже в этом году. Этот проект поддерживает президент и руководство Минобороны, – подчеркнул адмирал.
Первый “николаевский” корвет должен быть спущен на воду в 2023 году.
-Все наши партнеры по Черноморскому региону, в том числе Болгария и Румыния, разворачивают программы по корветам. В этом году они заложат сразу четыре таких корабля. А у этих стран территориальное море в несколько раз меньше, чем у нас даже сейчас, в условиях захвата РФ Крыма.
Это универсальный класс, который может выполнять задачи в Черном море, он имеет соответствующую систему противовоздушной обороны и сильные комплексы радиоэлектронной борьбы — это то, что делает его защищенным от огневого воздействия противника с воздуха. На малых кораблях такие комплексы поставить невозможно — физически не поместятся.
По стоимости наш корвет выходит в полтора раза дешевле, чем такие же единицы наших партнеров. На него государство уже потратило полмиллиарда гривен — естественно, выбросить эти деньги невозможно: нас никто не поймет. Многие составные части этого проекта уже разработаны, изготовлены и будут поставлены и на этот корвет, и на «Гетман Сагайдачный», модернизация которого будет осуществлена уже в этом году. Корвет мы планируем спустить на воду в 2023 году.
Параллельно мы продолжаем этап разработки комплексов «Нептун» для постановки на морские платформы. Естественно, «Нептун» и пойдет на этот корвет — мы будем иметь полностью свой комплекс ракет, которые будут базироваться как на корабельных платформах, так и на береговых, и на авиационных платформах тоже, – рассказал Алексей Неижпапа.
Напомним, строительство четырех первых корветов обойдется в 1 миллиард долларов, и многие военные эксперты считают это нерациональным использованием средств.
Проект украинского корвета “Владимир Великий” разработан в николаевском Центре кораблестроения. Первый корабль был заложен на ЧСЗ, но в 2019 году было решено перевести строительство на ГП “Николаевский судостроительный завод”.
Как сообщалось, Хозяйственный суд Николаевской области требует от ЧСЗ вернуть Минобороны документацию по корветам
В тоже время высокопоставленные лица, в частности, глава фракции СН Давид Арахамия, не раз говорили о возможности передачи масштабного проекта строительства корвета николаевскому заводу “Океан”, за контроль над которым продолжается борьба.